Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 16 (125) от 1 сентября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1459314592145911459014589145881458714586145851468114584


Мне кажется, совсем простая штука

Учить думать! Что добавить тут? Разве что слово «всех».

«Учить думать! Всех!» – смеются учителя. Причем школьные люди смеются над словом «думать»: «Куда там, нам бы хоть научить», а нешкольные ухмыляются по поводу «всех»: «Думать, – говорят они, – не каждому дано».

А мне кажется, это совсем простая штука.

Что касается «думать» – надо лишь задавать хорошие вопросы; «всех» – дать возможность каждому высказаться.

– Когда? Когда думать-то? И где время взять? Просто «учить» не успеваем, а тут еще…

Задавание вопросов – дело, требующее времени. Выход один: «учить» надо быстрее! «Учить» в обычном школьном смысле слова: передавать знания, повторять, пересказывать, опять повторять.

Какая разница, какой предмет? Все и везде начинается с того, что новая информация хочет проникнуть в голову: ее надо принять, уложить, создать условия для хранения, закрепить и проверить, как она там уложилась.

Проверка. Закрепление материала. Рутина! Но вся интрига как раз вокруг этой «проверки» – если не делать ее быстрее и легче, то времени «на подумать» не будет.

Есть вот учебник, а в нем параграф. Понимаю возмущение, но… Начнем с простого: параграф надо бы прочитать… А если мы до 8-го класса работаем без домашнего задания, то где его читать, как не в классе?

Прочитали. Рассказываем в парах друг другу, десять минут. Всё! Проверка закончилась, знания уложены в голову, можно продолжать.

Тут учителя, которые ухмылялись с самого начала, просто хохочут в лицо:

– Десять минут! В парах?! И о чем там они говорят?

А учитель, на что он? Пусть ходит по классу и слушает вполуха!

Теперь вариация на тему. Вместо учебника может быть: документ, литературный текст, фильм, рассказ учителя в конце концов – какая разница? Есть новая информация – текст.

То, что в школе делается долго и скучно, через пересказы у доски и письменные опросы происходит легко и быстро: «Ты рассказываешь соседу, что прочитал».

Еще вариация. Не один текст, а несколько: несколько параграфов, документов, разные книги из библиотеки. Каждая группа делает свое задание, читает свой текст – а потом небольшие сообщения перед классом. Мы расскажем то, что никто еще не знает!

И еще. У каждого ученика в группе – свой текст. Разделение труда происходит не между, а внутри группы.

Вот такой урок получился.

Обычно ученик выходит к доске, чтобы рассказать урок – тут все рассказывают друг другу.

Как правило, класс дремлет во время ответа товарища у доски – тут работают все.

Обычно учитель успевает только рассказать и опросить – а тут простор для обсуждения и трудных вопросов.

Рустам Курбатов

Социальные комментарии Cackle