Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 16 (125) от 1 сентября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1459314592145911459014589145881458714586145851468114584


Выход за пределы ума

Когда любые знания получаются простым нажатием

Двух клавиш в поисковой системе –

Остается одно, и это есть главная задача урока –

Учить думать самостоятельно, или просто –

Учить думать.

Думать – не надо никаких специальных технологий и приемов. Всё искусство учителя заключается в умении задавать

Хитрые и каверзные вопросы.

Вопросы, на которые нет очевидного ответа

Или есть несколько ответов,

Или даже учитель не знает, есть ответ или нет.

Но есть и более сильное средство, эдакое суперупражнение по обучению навыку мышления – квинтэссенция думания.

Дать возможность ученику самостоятельно задавать вопросы. Они могут быть разные: обычные и хорошие.

Хороший вопрос – от столкновения нового и привычного, от невозможности вложить новое в готовую матрицу.

Это не просто «я хотел бы знать» – а «я никак не могу понять». Когда обычного понимания уже мало, ума не хватает –

Нужно выйти за пределы ума.

Такие «выходы за пределы» и есть развитие нашего ума

И способности мыслить.

Мастерство учителя заключается в том, чтобы

Доводить ученика до состояния удивления, даже – изумления:

Учить удивляться.

– Гм… Удивляться? Любой пятилетний забросает вас своими «как?» и «почему?».

Да, но у маленького ребенка это скорее любопытство:

А сколько? А где? Кто больше? Хочу все знать!

Этому любо-пытству и -знайству учить, конечно, не надо.

Удивление – дело другое, трудное и взрослое:

Я вроде уже знаю, но понять не могу –

В голове не укладывается.

Удивление не возникает само по себе.

И взрослый, и ребенок, экономя свою нервную энергию, предпочитает не заострять проблемы, сглаживать непонимание, делать вид, «что так и должно быть».

– Что вам тут непонятно?

– Все понятно вроде.

– Отлично, идем дальше…

Для начала учитель должен перестать «объяснять» –

А, не стесняясь, показывать свое искреннее непонимание.

А дальше – просто подводить ученика к недоумению, радоваться хорошим вопросам, всячески их поддерживать.

Ставить пятерки за них!

С точки зрения когнитивной психологии, невозможность вписать новую информацию в существующую матрицу приводит к возникновению новых нейронных связей – то есть способствует развитию нашего мозга.

А философ бы сказал, что такое сомнение –

Из-умление –

Заставляет человека заново искать ответы на, казалось бы, привычные вопросы, и это единственное противоядие от

Готовых схем и шаблонов, навязываемых человеку извне,

Иначе просто нельзя быть свободным человеком.

Школа без уроков, звонков и классов, оценок, домашнего задания и вызовов к доске – остается школой, если там не учат сомневаться.

И если в конце обычного урока часто учитель просит

Написать в тетрадке вывод:

Что я понял на сегодняшнем уроке? –

Логично будет предложить ученику написать:

Что я не понял на сегодняшнем уроке?

Что меня больше всего удивило?

Что никак не укладывается в моей голове?

Или:

Изменилось ли как-то мое мнение по вопросу

В результате обсуждения его на уроке?

– А если не изменилось, двойку, что ли, поставите?

Рустам Курбатов

Социальные комментарии Cackle