Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 16 (125) от 1 сентября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1459314592145911459014589145881458714586145851468114584


Музыка самостоятельной работы

Давным-давно это было, еще в индустриальную эпоху,

Школа современного вида только увидела свет,

Времена были трудные: нужно было обучить

Будущих работников фабрик и солдат

Читать, писать и считать – как можно быстрее,

Да и книжек тогда не хватало,

И поэтому все должны были слушать учителя –

Объяснение учителя –

Никто другой объяснить ничего тогда не мог.

Шли годы: печатные издания проникли в школу,

Радио, телевидение, интернет! Но…

– Послушайте мое объяснение…

– Вы все поняли, что я объяснил?..

– Это хороший учитель, он понятно объясняет!

Звонок на урок.

– Вот вам книги: учебник и другие,

А можно посмотреть фильм,

Или – вот задачки, которые надо решить,

Работаем!

Я, учитель, конечно, знаю много,

И, понятно, лучше моего объяснения ничего на свете нет,

А картина класса: ученики, жадно ловящие каждое мое слово, –

Радует глаз.

Но держим себя в руках: говорим как можно меньше,

Не мешаем им работать своими разговорами.

Потому что настоящая работа – это когда сам:

Сам читаешь, смотришь, говоришь, делаешь,

А слушаешь?

Слушаешь – это так, работа в сберегающем режиме,

Можно задавать вопросы: соседу,

А если он не ответит – то и учителю,

Можно говорить шепотом, вполголоса,

Можно подойти к стеллажу с книгами.

Иногда такие уроки у нас проходят в библиотеке,

В читальном зале: шелест страниц и шепот учеников,

А еще тихая музыка, чуть слышная: Бах, Вивальди, Моцарт,

Время от времени кто-то подходит и тихонько спрашивает –

Но это не мешает мне слушать музыку: шепот и шелест…

Это музыка самостоятельной работы.

А некоторые уроки проходят в компьютерном классе:

Они ищут что-то в Интернете или печатают свои тексты,

Клавиатуры двух десятков компьютеров –

Как оркестр клавишных инструментов,

В ритме ударов по клавишам слышится Моцарт,

Увертюра к Nozze di Figaro.

Я очень люблю такие уроки –

Уроки тихой и самостоятельной работы –

Потому что все делают дело, работают,

А от работы в школе еще никто не уставал,

Устают от безделия и необходимости слушать

Объяснение учителя.

Несколько методических теперь рекомендаций:

Задание может быть общее для всех учеников или

У каждой группы, что интересней, – свое.

Время такого урока может быть поделено:

Сначала – совсем самостоятельно и тихо

Каждый читает свое,

Потом, негромко и вполголоса, обсуждаем

Прочитанное – в парах, группах.

Нельзя сказать детям просто:

– Вот, читайте…

Бывает, нужно направить и объяснить (!),

Дать список вопросов, допустим.

Главное: все начинается с самостоятельной работы учеников:

С чтения, решения задач, поиска информации,

Просмотра фильмов, экспериментов и опытов,

Обсуждения, вопросов, догадок и попыток –

Урок начинается с работы,

А не с объяснения материала учителем.

Рустам Курбатов

Социальные комментарии Cackle