Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 16 (125) от 1 сентября 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1459314592145911459014589145881458714586145851468114584


Значит, у нас будет так…

Ни слова о свободе, простите, друзья-гуманисты,

ни слова о любви, о добрых отношениях –

Тем более, о доброй природе ребенка,

Только о нем – об уроке,

Об Уроке, который длится сорок пять минут,

Который был, есть и будет.

На смену стандарту второго поколения

Придет стандарт третьего –

А он останется,

Урок, который длится вечность.

Встали, приготовились, сели, открыли,

Отступили, посмотрели, спинку держим прямо,

Поднимаем руку, с места не кричим,

За мной повторяем и внимательно слушаем,

К доске пойдет… К доске пойдет…

«Никаких! Никаких уроков! И классов заодно!» –

Кричат левые либералы педагогики,

Борцы с классно-урочной системой,

Как будто все школьное зло – в том, что

Группа ребятишек собирается в одном месте

В одно время.

Отменили звонки, сняли расписание,

Назвали классы клубами или парками,

Повесили интерактивную доску –

А всё равно: послушали, повторили и –

К доске пойдет…

Урок умер. Да здравствует…

* * *

Франсуа Рабле, французский гуманист,

Рассказывает в своем романе о приключениях Гаргантюа,

Как тот вместе с братом Жаном решил

Переобустроить обитель телемитов,

И вот какой порядок они установили:

Если обычный монастырь окружают со всех сторон стены –

То у нас не будет ни стен, ни заборов;

Обычно монахи все делают по удару колокола –

Значит, не будет ни колоколов, ни часов;

В монастыри принимают кривых, косых и убогих –

В Телеме будут жить люди здоровые, сильные и красивые.

Если в обычных монастырях запрещено общение

С лицами противоположного пола, то мы, – говорит брат Жан, –

Всячески будем приветствовать такое общение,

И более того, обяжем всякого молодого мужчину

Взять в жены себе девушку, которая полюбилась ему.

Вот так возникает новое – и в жизни, и в педагогике:

Обычно было так, следовательно, мы сделаем наоборот.

Урок наоборот.

* * *

Обычно урок начинается с объяснения нового материала –

Значит, у нас не будет никакого объяснения,

А ученики будут сами работать с материалом:

Книгами и фильмами.

Обычно учитель, чтоб проверить урок,

Вызывает ученика к доске –

Значит, у нас никто к доске выходить не будет,

А ученики будут говорить прямо на месте,

И не учителю – а друг другу.

Обычно задает вопросы тут учитель и

Почти всегда сам отвечает на них –

Значит, у нас спрашивать – ставить проблемы –

Будут ученики, доведенные учителем до непонимания.

Обычно на уроке должно быть тихо и неподвижно –

Значит, у нас можно говорить почти весь урок:

Рассказывая, обсуждая, споря,

И иногда даже ходить по классу.

Обычно учитель ведет урок,

Не выпуская из рук страшного оружия ни на минуту,

Пятибалльной оценки –

Значит, мы будем работать совсем без оценки,

Разве что скажем тому, кто очень старался:

Ты – молодец.

Обычно учителю бывает мало, и он, урок, продолжается дома –

Значит, мы запретим под ужасным страхом

Любое домашнее задание, разве что

Ученик очень заинтересуется и попросит.

И последнее: если на обычном уроке должно быть

Все ясно, понятно и без вопросов –

То главным достоинством урока у нас будет

Некоторая недосказанность, неявность,

Легкое недопонимание в воздухе класса.

* * *

ФГОС шагает по школе.

Пять лет назад, на дальних подступах еще,

Чувствуя ветер перемен и радуясь будущему освобождению,

Но не в силах будучи разобраться в документе,

Мы позвали методического специалиста.

Специалист прочитал нам на сорок пять минут лекцию

Об индивидуализации, деятельностном подходе и

Здоровьесберегающих технологиях,

Завершив ее словами:

«Парадигма изменилась, но дети ничего не должны заметить».

Парадигма, блин, все она…

В сентябре Федеральный стандарт вступает в среднюю школу.

Заметят ли дети изменения?

Или урок останется уроком?

Рустам Курбатов

Социальные комментарии Cackle