Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 9 (118) от 19 мая 2015 г. Подписка Редакция Контакты
145811458014583145791457814577145821457614575145741457314572


Анна Шиврина

роли

Что такое коучинг?

Для начала дадим определение слову «коучинг», пришедшему в образование из сферы бизнеса. Учитель-коуч – это тот, кто:

  • выявляет скрытые способности и склонности учеников, чтобы они могли в полной мере реализовать себя;
  • вовлекает школьников в планирование образовательного процесса, разработку образовательного маршрута и постановку целей;
  • привлекает учеников к участию в обсуждении различных вопросов, чтобы улучшить память и повысить мотивацию к учебе;
  • помогает ученикам использовать их способности таким образом, чтобы достичь наивысших образовательных результатов.

Взгляд на коучинг со стороны

Что отличает школу, где применяются коучинг-техники, от обычной школы? Пройдемся по ней – и увидим, как ученики вместе с учителями разрабатывают новые проекты, не боясь рисковать и браться за крайне сложные задачи. Школьные кабинеты больше похожи на пчелиные ульи, в них кипят нескончаемые обсуждения. Работа идет в группах, каждый старается внести свой вклад в достижение общей цели. Аргументы часто подкрепляются таблицами, диаграммами, графиками и собственными рисунками и чертежами. Несмотря на то что у всех могут быть свои точки зрения на один и тот же вопрос, каждый может высказаться, не боясь, что его не будут слушать – помимо всего прочего детей учат уважать иное мнение, решать конфликты путем переговоров и компромисса. Диалог между учителем и учениками – это рабочая среда, своего рода состояние-процесс, в основе которого – взаимное уважение, доверие и знания. В такой атмосфере крайне редко появляются проблемы с поведением, а мотивированность, увлеченность повышают средние результаты стандартизированных тестов.

Техники, которыми пользуются учителя-коучи

Конечно, техник, которыми пользуются учителя-коучи, великое множество, и мы рассмотрим лишь некоторые. Самое главное в коучинге – это умение эффективно слушать и задавать вопросы, которые заставляют учеников думать. Хотя может показаться, что слушать и задавать вопросы – дело нехитрое, в действительности это невероятно сложно. Учитель должен мгновенно отвечать ученику в среде, где в основе обучения, как уже было специально подчеркнуто, лежит постоянный диалог. При этом нормой считается предоставление школьнику возможности провести самостоятельное исследование по возникшему вопросу, а потом выйти к доске для предъявления результата и дискуссии.

Договоритесь с учениками, как вы будете оценивать их работу

Ученики всегда переживают по поводу оценок. В среде коучинга учитель договаривается с классом, что именно будет оцениваться и каким образом. Он раскрывает и обосновывает сами механизмы выработки методов и шкал оценивания, давая детям понять, что они являются активными и равноправными участниками образовательного процесса

С этой целью можно просто обратиться к классу: «Поставьте себя на мое место. Представьте себе проект, который, по вашему мнению, должен получить высшую оценку. По каким показателям вы сможете понять, что он заслуживает высшего балла?»

Затем можно поделить детей на группы, чтобы каждая составила список критериев. Итогом работы является список критериев для оценки, разработанный и утвержденный самими учениками. Если учителю есть что добавить, то он объясняет необходимость этого. Такая работа еще больше укрепляет доверие в классе.

Умейте слушать

Крайне важным навыком для учителя-коуча является умение слушать. Существует несколько уровней слушания. На самом низком (нулевом) уровне учитель не слышит ученика и не реагирует на его слова. Следующий уровень – субъективное слушание, при котором учитель слышит слова ученика, но комментирует их со своей точки зрения, не принимая во внимание мнение высказавшегося. На третьем уровне учитель слушает и старается посмотреть на ситуацию с точки зрения ученика, задавая при этом вопросы. И высший уровень – глубокое слушание, когда учитель обращает внимание не только на слова ученика, но и на его жесты, мимику и прочие невербальные сигналы.

Конечно, важно не только слушать, но и постоянно находиться со школьниками в режиме живой обратной связи. Для этого используются перефразирование, переспрашивание, уточняющие вопросы и другие инструменты.

Трехшаговая модель решения задачи

Ситуации, когда ученик зашел в тупик, неизбежны. Тут на помощь приходит трехшаговая модель решения задач, приносящая отличные результаты. В сущности, она основана на умении задавать правильные вопросы. Коуч вместе с учеником пробует вспомнить похожую ситуацию и определить, что именно помогло тогда найти решение. Тем самым школьнику предоставляется возможность самому определить причины успешного разрешения проблемы в прошлом и разработать стратегию для решения проблемы в настоящем. Итак, три шага:

  1. Вспомните ситуацию, которая была похожа на ту, с которой вы столкнулись в данный момент. Как вам удалось решить проблему? Опишите, что помогло вам успешно решить ее.
  2. Почему это сработало так хорошо? Как вы можете оценить способы решения проблемы? Опишите точно те шаги, которые вы предприняли.
  3. Как вы можете использовать это знание и применить его к вашей текущей ситуации? Как доступные вам ресурсы и ваши сильные стороны могут помочь вам достичь вашей цели?

Попробуйте, и вы увидите, что это действительно работает.

Итак…

А теперь представьте себе, что инспекторы школьных округов являются коучами для директоров школ, директора – для учителей, те – для учеников, а ученики – друг для друга. Так выглядело бы пространство коучинга не только с вертикальными, но и с горизонтальными связями. Коучинг-техники позволяют развить критическое мышление, умение слушать и слышать, учат ставить перед собой образовательные (и не только) цели, находить пути решения задач (и проблем). А самое главное, учитель-коуч может помочь ученику узнать себя, поверить в себя и в полной мере самореализоваться.

Источник:
http://www.andistix.com



Социальные комментарии Cackle