Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 9 (118) от 19 мая 2015 г. Подписка Редакция Контакты
145811458014583145791457814577145821457614575145741457314572


Александра Ратай

Франция

Прихоть или необходимость?

Традиционно во Франции адаптации и социализации подрастающего поколения уделяется особое внимание. С этой целью французским Минобром разработана система школьной поддержки: сопровождение учащихся, помощь в приготовлении заданий, а также профессиональная ориентация и приоритетное обучение, призванные прежде всего уравнять шансы для выходцев из разных социальных слоев и максимально снизить число тех, кто бросает учебу в школе, не получив аттестата.

Впрочем, дети из вполне благополучных семей по самым разным причинам не всегда справляются со школьными требованиями. Многие французы считают неудовлетворительными усилия государства по реформированию системы образования и придерживаются мнения, что школа не в состоянии решить эти важнейшие задачи.

Так, по данным опроса, опубликованного в «Parisien/Aujourd’hui en France», семеро французов из десяти (69% опрошенных) уверены, что школа не гарантирует учащимся равенства шансов. Противоположного мнения придерживаются лишь 31%, 55% полагают, что школа все в меньшей и меньшей степени способствует социальному продвижению учащихся, 34% считают, что школа справляется с этой задачей ровно в той же мере, что и раньше, а 11% думают, что ей это удается все лучше и лучше.

43% опрошенных считают школьную поддержку оптимальным решением, способным помочь их ребенку в учебе, лишь 10% отдают предпочтение домашнему репетиторству, 9% – добровольной школьной поддержке и еще 7% – сеансам коучинга. (Опрос проводился с 7 по 10 октября 2014 года среди 2003 респондентов старше 18 лет.)

Между тем в критических ситуациях, например при переходе из начальной школы в колледж, из колледжа в лицей, при подготовке к бакалаврским экзаменам, выборе будущей профессии все более востребованным у французов, столкнувшихся с проблемами своих детей, становится новое направление – школьный коучинг. Как утверждают сами коучи, их система часто оказывается более эффективной, чем привычное решение – дополнительные занятия по предметам. Нередко трудности с учебой связаны с более глубокими проблемами ребенка – такими как неуверенность в себе, чрезмерное давление со стороны родителей и учителей, неумение формулировать собственные запросы, планировать свое время, недостаточная мотивация и т.д. В некоторых случаях несколько сеансов коучинга способны исправить ситуацию.

В приведенных ниже выдержках из исследования, посвященного школьному коучингу, рассматриваются особенности и преимущества этой методики в сравнении со стандартной программой школьной поддержки. Автор статьи, Анн-Клодин Оллер, кандидат социологических наук из Университета Савойи, отмечает, что среди коучей довольно много бывших преподавателей, кроме того, они часто происходят из семей руководителей и преподавателей. Все они, говоря о коучинге, указывают на его существенные отличия от обычной школьной поддержки.

Как отмечается в исследовании, независимые коучи уделяют больше внимания методологии, снятию внутренних барьеров, организации рабочего времени и т. д. Со своей стороны, коучи, работающие в специализированных организациях, чаще занимаются проблемами профориентации, историей школьной жизни клиента в целом. Зачастую коучи критически настроены по отношению к школе, а некоторые находятся к ней в прямой оппозиции. Первые делают акцент на том, что школа просто не имеет возможности обеспечить индивидуальный подход к учащимся. «Школа не может заниматься деталями, ее необходимо дополнять» (Сесиль). По мнению автора статьи, критика коучей нередко вполне справедлива, но в значительной степени служит обоснованием необходимости их профессии. Другие коучи высказываются более радикально, подчеркивая, что школа не учитывает особенности каждого ученика, его неповторимую индивидуальность и «ломает его, загоняя в слишком узкие рамки» (Наташа, 38 лет, независимый коуч).

«Школьная профессиональная ориентация не позволяет ученикам лучше узнать себя» (Маргерит), «обнаружить свои таланты и навыки» (Флоранс, 38 лет, Институт школьного коучинга, ICS). Кроме того, по мнению многих коучей, те, кто проводит школьную профориентацию, сами «недостаточно подготовлены, чтобы помочь человеку узнать самого себя» (Солен, 44 года, коуч из ICS). «Они тратят много времени на бумажки, но слишком мало – на каждого ученика» (Мария, 55 лет, независимый коуч).

Согласно исследованию, коучи нередко критически отзываются о профессиональной подготовке учителей: «Подготовка учителей оставляет желать лучшего, их совсем не учат руководить группой» (Наташа); «Я в основном занимаюсь тем, что просто пытаюсь возместить некомпетентность школьных преподавателей» (Алексия, 55 лет, независимый коуч); «Большинство педагогов сами отлично учились в школе и совершенно не представляют, с какими трудностями сталкивается более слабый ученик. К тому же они всю жизнь провели в школе и плохо себе представляют жизнь за ее стенами – родители постоянно на это жалуются, у них такое чувство, что учителя их презирают» (Магали, 52 года, коуч из ICS).

Как показывают эти выдержки из интервью, коучи склонны считать, что их подход позволяет добиваться более впечатляющих результатов, чем методы обычных учителей.

А вот мнения родителей и клиентов коучей:

«У Тома в школе теперь все гладко, более того, на классном совете его поздравляли, к тому же ему очень нравится в новом лицее. Я уверена, что это во многом ваша заслуга, спасибо» (мама Тома).

«Наша работа мне многое дала. Прежде всего я нашла проект, который мне действительно по душе. Медицина соответствует моим научным интересам, к тому же такая профессия позволит мне помогать людям, а это для меня очень важно. Так что я нашла себя с социальной и научной точки зрения. А что касается творческих интересов, то, как мы и решили, я буду заниматься этим на досуге, но это не станет моей профессией.Кроме того, я смогла разобраться в своих интересах и лучше понять себя. Тесты были очень интересными, даже забавными, ведь я никогда не задумывалась о том, что бы мне хотелось испытать. Думаю, вся эта работа помогла раскрыть грани моей личности, что в свою очередь способствовало моей профориентации: склонность делиться, стремление помогать… И наконец, тестирование, проведенное специалистами, помогло мне остановить свой выбор на медицине, а не на научных исследованиях» (Клементина, 17 лет, выпускница).

«Когда я начал заниматься с Терезой, я совершенно не понимал, чем хочу заниматься в будущем. Некоторые мои планы совершенно не вязались между собой. После сеансов, которые продолжались в течение трех месяцев, мои мысли прояснились, и сейчас я больше не разрываюсь между крайностями». (Лео, 25 лет).

«Тео снова стал заниматься в “Студии М”, и теперь все идет хорошо. В классе их 13 человек, по его словам, учителя симпатичные и очень хорошие. Он в восторге! Он вновь обрел уверенность, самостоятельность, а главное, желание – основу всякого личного проекта» (мама 16-летнего Тео, ученика 2-го класса технологического лицея).

Правда, школьный коучинг обходится недешево, плата за один сеанс – 50–150 евро в час, а это далеко не всем по карману. С другой стороны, 83,2% клиентов коучей, чьи досье были изучены в ходе исследования, – из интеллигентных и обеспеченных семей. Конечно, можно сказать, что к коучам скорее обращаются именно такие семьи, но эта причина – лишь одна из многих. «Речь идет прежде всего о знакомстве с коучингом. Понятно, что существует явный крен в сторону образованных и обеспеченных людей, и дело тут не только в деньгах, но и в информированности» (Сесиль). Кроме того, простого знания о существовании школьного коучинга еще недостаточно, чтобы понять, что меняется в жизни тех, кто к нему прибегает.

Впрочем, по словам самих коучей, не стоит ждать немедленных и впечатляющих результатов. Методы работы усваиваются постепенно и приносят свои плоды в длительной перспективе. Но если мотивация у ребенка возрастает, если домашние задания уже не кажутся ему тяжкой обязанностью, это уже очень много, а результаты придут позже. «В то же время, если после трех сеансов ребенок не идет на контакт с коучем и его отношение к школе никак не меняется, лучше прекратить занятия. Ему предстоит получать плохие оценки, оставаться на второй год и столкнуться с реальностью, а это тоже может многому его научить», – говорит коуч Одри Акун.

Источники:
http://www.vousnousils.fr
http://www.topsante.com
http://cres.revues.org
http://www.happyparents.com
http://www.educoaching.fr

Перевод Александры Ратай

Социальные комментарии Cackle