Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 9 (118) от 19 мая 2015 г. Подписка Редакция Контакты
145811458014583145791457814577145821457614575145741457314572


Мария Миркес

Генеративный коучинг

Разговаривать с тем, кто принимает решение

Генеративный коучинг – это подход к работе с человеком, в котором обсуждается, анализируется и делается не прошлое, а будущее. Поэтому он «генеративный», порождающий. Задача – помочь клиенту породить, сотворить новое настоящее и будущее, реализовать намерение.

Его авторы – Стивен Гиллиген и Роберт Дилтс, продолжатели нейролингвистического программирования Милтона Эриксона – считают, что внутри человека есть ресурсы, которые могут позволить ему это сделать. Они называют эти внутренние ресурсы разными словами – «бессознательное», «герой и его тень», «второе “я”», «помощники» и т.д. – терминология разнообразная, метафорическая… Но сейчас не об этом.

Только что прошла такой тренинг в качестве клиента и поняла: как нам с вами, господа педагоги, не хватает подобных инструментов! Я принадлежу к полю рефлексивных практик, когда с человеком (ребенком или взрослым – не важно) разговаривают, обсуждают его опыт, его намерения, его мысли и чувства. Часто бывает: вроде честно поговорили, вроде с обеих сторон открыто, от всей души, вроде правда нужно!.. Но проходит неделя, и не происходит то, о чем договорились. Ребенок не делает то, о чем с пеной у рта говорил как о своем самом важном намерении. И чувствуешь себя непонимающей, а ребенок – виноватым. И как-то неудобно при следующей встрече: ведь он как бы тебя обманул. Неудобно обоим.

Дело все в том, что педагог разговаривает с той частью человека, которая разговаривает. А не с той, которая принимает решения. И это разные люди.

То же самое скажу о разговоре с собой: договорившись с собой о каком-то намерении, я далеко не всегда через некоторое время обнаруживаю себя его исполняющей. И тоже чувствую себя неуютно. Как будто обманула кого…

Думаю, у педагогов, как у людей, по роду своей деятельности много вынужденных понимать других людей, часто есть серьезные рассогласования с собой. Поскольку беречься не умеем, часто присоединяемся к кому-то, а не к себе. Плохо различаем это великое множество действующих лиц в – казалось бы – простой ситуации: один на один с ребенком. Там ведь не один на один, там с обеих сторон великое множество часто рассогласованных персонажей…

Я не знаю, как это сделать, но нам нужен опыт подобных практик – для работы с собой и сохранения себя, для работы с людьми, особенно – с детьми. Тогда мы сможем действительно решать и делать то, что решили. И наши дети тоже.



Социальные комментарии Cackle