Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 9 (118) от 19 мая 2015 г. Подписка Редакция Контакты
145811458014583145791457814577145821457614575145741457314572


Анастасия Белолуцкая

слушать и наблюдать

При чем здесь кит?

Живет в Тихом океане кит, который «разговаривает» на частоте 52Гц – единственный во всем мире. Известно, что киты привлекают особей противоположного пола и вообще «общаются» с помощью своеобразных «песен». Однако на этой частоте животное слышит, увы, в основном военно-морская служба. А сородичи? А как же общение? Одинокий глубоководный скиталец… Впечатляющий образ. Настолько впечатляющий, что как только эти сведения попали в прессу началось настоящее помешательство. Все захотели помочь киту! У него нет друзей, он не может найти любовь, у него никогда не будет детей! Газеты пестрели заголовками на тему «Самое одинокое существо в мире» или даже «Чудовище в поисках красавицы» и еще много вариантов. Энтузиасты организовывали добровольные поисковые экспедиции, чтобы найти кита в океане (!), в Голливуде начали сбор средств на съемки документального фильма под слоганом «Поможем самому одинокому киту найти любовь и друзей» и собрали 300 тыс. долларов…

Вот как вы думаете, вся эта «помощь» к киту хоть какое-то отношение имеет?! Ведь, строго говоря, что происходит? Человек узнает про кита, которого никто не слышит, представляет на его месте себя и начинает очень жалеть себя в «возникших обстоятельствах», после чего кидается помогать киту. Все отлично, но при чем здесь кит?

А вот еще ситуация. Гуляем на днях с дочкой по Чистопрудному бульвару. Там сейчас фантастически цветут каштаны. Оле очень захотелось дотянуться до ветки: прыгает, прыгает – достать не может. Сзади идет мужчина – думаю, что хороший добрый человек. «Малыш, тебе пригнуть ветку?» – спрашивает он, срывает ей самую пышную и красивую каштановую свечку. Дочка вежливо говорит «спасибо» и вприпрыжку, что-то напевая, устремляется играть. Мужчина умиляется: «Вот, как же мало надо для счастья», я улыбаюсь, он проходит вперед нас. Олька за его спиной, удостоверившись, что он уже ничего не видит, протягивает подарок мне: «Ну мама, я же хотела листочек! Мне же веер нужен!». Мужчина, конечно, хотел как лучше. Вопрос: лучше кому?Что здесь произошло? Взрослому цветочки каштана еще хоть как-то интересны, а вот листочки он и не замечает вовсе. Зачем они могут быть нужны, в самом деле? И поступил автоматически, исходя из собственного интереса, или вспомнил себя ребенком. А всего-то и надо – затормозить на секунду и спросить: «Тебе цветочек или листочек?» А лучше сделать только то, о чем договаривались, на что ребенок давал согласие – просто нагнуть ветку.

Сегодняшний номер целиком состоит из интервью с людьми, для которых помощь человеку – профессия. Сейчас таких позиций становится все больше, и нюансы, отличающие одну работу от другой, все тоньше. Психологи, психотерапевты, коучи, тьюторы, консультанты, специалисты по реабилитации и коррекции. Является ли такое разнообразие своеобразной компенсацией в связи с тем, что у человека в течение жизни фактически нет ни времени, ни места для освоения средств и способов взаимодействия с самим собой? Или это признак развития цивилизации, как любое усложнение разделения труда? В интервью наших героев вы найдете разные мнения. Так же как про любовь, служение, призвание, место технологий в живом человеческом общении. Тема одиночества, конечно, тоже постоянно звучит: одиночество на вершине социальной лестницы, изоляция семей, где ребенок болеет раком, потерянность беспризорников. Но бывают и не такие крайние, но от того не менее болезненные варианты: родитель наедине со страхом за будущее, подросток, замкнувшийся ровно потому, что окружающим совершенно все равно – ему «цветочек» или «листочек». А в результате он и сам не знает…

Человек не кит. Ему действительно обязательно нужен Другой. Собеседник.

Об этом многие великие писали. Вот Михаил Бахтин: «Я осознаю себя и становлюсь самим собою, только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого. … У человека нет внутренней территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого».

Или Лев Выготский: «Мы можем сказать, что через других мы становимся личностью и что правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функции… Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет для других».

Однако что должен делать этот собеседник? Давать советы, навязывая собственную повестку? Предлагать помощь, «отрабатывая» на самом деле собственные страхи и проекции? Отвечать на не заданные вопросы? Все это случается чаще, чем хотелось бы. И в образовании тоже.

Мы постарались представить разнообразную палитру мнений. Насколько я поняла своих собеседников, общая позиция состоит в следующем. Необходимо чутко, внимательно, уважительно слушать, с тем чтобы потом задать вопросы так, чтобы человек,отвечая, услышал сам себя. Такой своеобразный экран получается. Профессиональный диалог не исключение. У Жана Пиаже есть статья, где он обсуждает правила, которым нужно следовать, чтобы совершить научное открытие, прорыв. Так вот правило номер один – как можно больше читать смежников. Взрослые развивающие практики для школы это тоже зеркало, одно из самых важных. Давайте заглянем?



Социальные комментарии Cackle