Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 7 (116) от 29 апреля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1454814550145461454514542145431454414541145401453914538

Проблема формирования у учащихся «умения учиться» назрела давно, но в последние годы значимость ее возросла в связи с изменившимися условиями жизни. Это нашло отражение и в нормативных документах образования.


д.п.н, профессор, лауреат премии президента РФ в области образования
Людмила Петерсон

основы

«Научить учиться»: от мечты к цели

Тем не менее, реальных сдвигов в практике работы массовой школы не происходит. Поэтому возникает вопрос: «Возможно ли сегодня реальное достижение этого жизненно важного результата в общеобразовательной школе?». Или, другими словами, умение учиться – это цель или мечта?

Для реального перехода к новой школе деятельностного обучения необходимо, чтобы был педагогический инструмент, обеспечивающий формирование умения учиться на всех ступенях образования, адекватное методическое обеспечение и практические образцы реализации нового способа обучения. Кроме того, предлагаемый инструмент должен быть понятен учителю и технологичен (иначе невозможно организовать массовую качественную подготовку учителей), а средства контроля должны в точности соответствовать поставленной цели – формирование умения учиться (иначе невозможна личностно значимая мотивация учителей к его освоению, а управленцев – к его внедрению).

Научный коллектив Центра системно-деятельностной педагогики Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования построил и апробировал один из вариантов такого инструментария – новую образовательную систему, которая удовлетворяет всем перечисленным условиям. В нее входят: технология деятельностного метода на всех ступенях образования; система дидактических принципов; методическое обеспечение (непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и основной школы, реализующий технологию деятельностного метода, и механизм его использования с курсами федеральных перечней по другим учебным предметам по выбору школ); надпредметный курс «Мир деятельности»; система комплексного мониторинга результатов ФГОС; подготовленная команда учителей и воспитателей; многоуровневая система подготовки педагогов (курсы очные, дистантные, выездные, система вебинаров); система методического сопровождения педагогов на базе школ/ДОУ; система педагогического сопровождения родителей; стажировочные площадки и сетевое взаимодействие деятельностного метода в региональных системах повышения квалификации.

Принципиальная новизна предлагаемого подхода состоит в том, что в качестве методологического основания впервые используется система аксиом общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.). Подход позволил синтезировать идеи об организации учебной деятельности учащихся из концепций развивающего образования (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) с позиций преемственности с традиционной школой. А технология деятельностного метода создает условия для организации на каждом уроке, в ходе которого ребенок выполняет весь комплекс универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Апробация показала, что представленный педагогический инструментарий не только теоретически обоснован, но и практически обеспечивает существенный сдвиг в повышении качества образования и формировании умения учиться.

Разумеется, к новой парадигме образования невозможно перейти за четыре года, прошедшие с начала внедрения нового стандарта. Тем не менее, в эти кратчайшие сроки российской школе удалось сделать так, чтобы педагоги осознали и приняли принципиально новый вектор развития образования.

Теперь важно поставить цель реального формирования у учащихся заявленных стандартом универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Для этого мало замотивировать педагогов, надо еще и усилить работу вузов по подготовке будущих учителей («учить, а не переучивать»).



Социальные комментарии Cackle