
АдамскийИнновация во спасение

АсмоловПедагогика достоинства

СидоркинШкола не управляется одним рычагом

СафроновУникальность наших проблем явно преувеличена

ЛукшаГлавный железный занавес все же в головах

Петерсон«Научить учиться»: от мечты к цели

ХилтуненМонтессори без границ

СидорчукРаз, два, ТРИЗ

ВоронцовСетевая старшая школа

ПетряеваПовышение онлайн

КрашенинниковаНа огонек в «Эврику–Огонек»
В тексте ФГОС ДО, принятом правительством 25 ноября 2013 года, слова «примерные образовательные программы» написаны во множественном числе, что означает поддержку их вариативности. По этому документу выходит, что каждый детский сад отныне может сам выбирать, на какую примерную программу ориентироваться, выполняя российский стандарт образования. Реестр этих программ пока не утвержден. Но уже опубликована их антология, в которую вошла и программа «Детский сад по системе Монтессори».
О причинах популярности этой педагогической системы у нас в стране и за рубежом рассказывает Елена Хилтунен.


эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России
Елена Хилтунен
Технологии
Монтессори без границ
– Что для вас означает тема конференции «Эврики–Авангард» «Школа без границ»?
– Итальянский педагог Мария Монтессори жила 100 лет назад, но ее метод свободной работы детей в специально организованном образовательном пространстве ничуть не устарел, и более того – получил распространение в разных странах мира. Возможно, это произошло потому, что он ориентирован на всех детей независимо от их национальности, социального статуса, возраста и здоровья. Так что Монтессори-педагогика в буквальном смысле слова не имеет границ. А в последние 20 лет набирает силу новая волна интереса к ней, особенно в России, где происходит переосмысление прежнего авторитарного отношения к детям и все ярче проявляется, судя по принятым ФГОС, даже на уровне государственных документов стремление к поддержке детской индивидуальности, уважение к личности ребенка и признанию его неповторимости и достоинства. За минувшие годы образ детского сада, придуманного Марией Монтессори, безусловно, изменился, вобрав в себя традиции и культуры разных стран и опыт разных авторов. Но глубина ее идей позволяет ученым и педагогам развивать их и подтверждать новыми успешными практиками.

– Согласно методу Монтессори, дети учатся самостоятельно. Как их к этому мотивируют?
– Тут во главе угла стоят условия жизни детей, особенный уклад детского сада и школы Монтессори – как мы говорим, «специально подготовленные образовательные среды», в которых дети с самого маленького возраста учатся делать самостоятельный выбор предмета, места и времени своей собственной деятельности. Ребятишки сами дают себе задание, выполняют его, а когда становятся старше, естественным образом не перекладывают на плечи взрослых ответственность за свое обучение и развитие и в буквальном смысле слова учатся самостоятельно.
– Может ли инновация, в том числе система Монтессори, массово внедряться во всех образовательных учреждениях?
– Думаю, в любом массовом внедрении чего бы то ни было в школу нет никакого смысла. Монтессори-педагоги никогда не ставили задачу распространения метода в каждом детском саду или школе. Ведь для этого надо было бы значительно изменить сознание людей – педагогов и родителей, складывавшееся веками, а это дело не одного поколения. Так что если учителю сегодня нравится работать в традиционной системе и у него хорошо получается вести обычные детсадовские занятия или школьные уроки, то бессмысленно «обращать их в свою веру». Но если учитель хочет изменить ситуацию – так, чтобы не он авторитарно вел за собой ребенка, а дети вели его за собой и требовали порой неординарных усилий и нестандартной помощи, то двери нашей Ассоциации Монтессори-педагогов всегда открыты. Мы готовы помочь каждому начать работу с детьми по-новому.

– По вашему мнению, сегодня в образовании у педагогов есть свобода выбора?
– На поверку оказывается, что не всем эта свобода нужна, но что касается образовательных учреждений, работающих по системе Монтессори, то им никто не мешает развиваться. Действуют две фабрики (в Омске и Санкт-Петербурге), выпускающие предметы для нашей образовательной среды, есть свои периодические издания, центры повышения квалификации и переподготовки педагогов, есть большая основная Монтессори-школа в Санкт-Петербурге, где дети учатся до 9-го класса. В России успешно работают около 3 тыс. детских Монтессори-групп, есть немало полных государственных и частных детских садиков и начальных школ Монтессори. Надеемся, что когда-то появившаяся в России маленькая частная инициатива в ближайшее время обретет государственный статус.

– Вы хорошо знакомы с финской системой образования, которая считается одной из лучших в мире. Чего не хватает нашей системе образования для того, чтобы достичь таких же успехов?
– Не хватает доверия и уважения к учителям, директорам школ, и самое главное – к детям. Это и есть, по-моему, наше главное и очень грустное отличие от финской школы. От регламентации, административного давления и мелочного контроля нам пора переходить к педагогике достоинства. Детям более всего необходимо наше доверие. А мы вместо этого бесконечно проверяем их знания контрольными, тестами и экзаменами. И все же, если вы уже сегодня захотите увидеть в реальной практике педагогику доверия и достоинства, педагогику самостоятельности и самоопределения, приходите в Монтессори-садик или в Монтессори-школу. Они есть теперь рядом с вами – почти в каждом регионе России.
Беседовала Ольга Дашковская