Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 7 (116) от 29 апреля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
1454814550145461454514542145431454414541145401453914538

Александр Сидоркин, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ, принял активное участие в дискуссии «Инновации и реформы», которая проходила в рамках Межрегиональной конференции «Эврика–Авангард-2015». Своим пониманием ситуации, сложившейся в отечественном образовании, он делится с нашими читателями.


директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Александр Сидоркин

инновации и реформы

Школа не управляется одним рычагом

– Участники дискуссии говорили о том, что педагогические инновации не поддаются массовому распространению. Вы разделяете это мнение?

– В свое время японцы придумали капсульные отели, и через 20–30 лет эта инновация распространилась по всему миру. В образовании такой механизм не работает, но какие причины этому препятствуют, мы пока не понимаем. Те, кто добивается высоких результатов в отдельных школах или классах – обычные люди, не гении, и в принципе человеческая практика должна репродуцироваться. Видимо, образовательная система обладает какими-то загадочными характеристиками, блокирующими этот естественный процесс.

Люди склонны к принятию инноваций, только когда те улучшают их жизнь, поэтому никого не пришлось уговаривать пользоваться Интернетом или айфоном. Что касается педагогических ноу-хау, то даже самые яркие и полезные из них одни учителя используют в своей практике, а другие обходят стороной.

– В данном случае, наверное, играет роль субъективный фактор: одним нравится применять в своей практике что-то новое и они не боятся переучиваться для этого, другим – может быть, просто лень это делать?

– Согласно теории распространения инноваций, есть так называемые ранние и поздние последователи. Чем более образован человек, тем быстрее он перенимает инновации. Учителя – достаточно образованная часть общества, и нет никаких оснований полагать, что они более консервативны, чем другие профессиональные группы. Но в образовании интерес к инновациям проявляется в виде всплесков, а потом эти нововведения либо трансформируются в повседневную практику, либо тихо умирают.

– Вспомним, какой подъем переживала педагогика начала XX века – тут и введение в школах Дальтон-плана, и прогрессивная дидактическая система американского философа и педагога Дж. Дьюи, но с тех пор прошло уже более ста лет, а принципиально новых и равных им по масштабу идей в содержании образования, в методике обучения так и не появилось.

– Инновация не тождественна революционным изменениям. Например, в экономике, промышленности инновацией считается или улучшенный продукт, или новый способ его изготовления, или новый способ маркетинга. Абсолютная новизна невозможна, да и не важна. В увеличении инновационности образования заинтересован прежде всего Минфин. В образование вкладываются большие средства – в США 8% ВВП, в России – 5% ВВП, поэтому Минфин вправе требовать отдачи от системы образования. В этом контексте инновация – это не каприз, а скорее ответственность, поскольку ее внедрение должно дать реальный результат: повышение качества и доступности образования. Или мы будем искать внутренние резервы для того, чтобы учить детей лучше, эффективнее, или у нас постоянно будут проблемы с Минфином.

– Наиболее широкое применение в массовой практике получили такие инновации, как информационные технологии в учебном процессе, онлайн-образование. Что изменилось с введением этих ноу-хау?

– Главным образом повысилась доступность образования. Дистанционное обучение с самого начала стало востребованным среди определенных групп населения – инвалидов, людей, проживающих в отдаленных местностях, служащих в армии, заключенных. Для всех остальных необходимость такой формы обучения неочевидна, и непонятно, как она должна финансироваться. Во всяком случае, надежды на то, что онлайн-формат снизит общие затраты на образование, не оправдываются.

Сложнее с экономическими нововведениями в сфере образования. Например, несколько лет назад в США, Нидерландах были открыты так называемые чартерные школы, получающие государственное финансирование, но автономные и относительно свободные от всяких регламентов. Идея заключалась в том, что ситуация свободного выбора школы родителями приведет к конкуренции между школами и они будут стараться экспериментировать. Однако ожидаемого революционного эффекта от введения чартерных школ не произошло.

– Почему система развивающего обучения, доказавшая свою эффективность почти за полвека ее использования в школе, так и не стала массовой?

– Развивающее обучение – это инновация с высоким барьером: подготовка учителей обходится дорого, да и сама работа по этой системе требует от педагога больших трудозатрат по сравнению с традиционными методиками. В 1990-х годах около 10% школ заявляли, что они осуществляют обучение по системе РО, но так ли это на самом деле, нельзя утверждать, поскольку масштабных исследований на эту тему не проводилось. Ведь одно дело, когда используются отдельные приемы, и совсем другое, когда происходит глубокая работа по системе в целом.

– Можно ли назвать введение системно-деятельностного подхода в ФГОС победой развивающего обучения?

– Я бы назвал это пирровой победой, поскольку все школы отчитаются о внедрении системно-деятельностного подхода, а на практике мы, возможно, не найдем и следа его применения. Сами по себе документы не меняют практики.

– Имеет ли смысл стимулировать педагогов внедрять инновации, в том числе за счет материальных поощрений?

– Нет, это приведет только к формализации инновационного процесса. Решения о принятии инноваций могут приниматься только на добровольной основе отдельными учителями или целыми коллективами. Если же навязывать инновации административным путем, то они быстро сойдут на нет или будут имитироваться.

– Может, главным стимулом для инновационного развития школ должна быть свобода, отсутствие мелочного контроля над их деятельностью?

– Вместе с тем инспекторские проверки – это грубая форма контроля, но достойной альтернативы этому пока нет. Государственная аккредитация способна отсеять только самое плохое, что есть в образовательной организации, но не улучшить ее. Общественно-профессиональная экспертиза у нас находится в зачатке, для осуществления независимой оценки качества образования нет независимых экспертов. Кроме того, наша система образования грешит излишним нормотворчеством: например, министр образования и науки каждый год подписывает приказ о том, сколько фотографий и какого размера должны сдать учащиеся, поступившие в университет, то есть регламентируется все до мелочей. И на поверку оказывается, что другие рычаги, кроме государственных органов управления образованием, у нас отсутствуют, поэтому и реформы тормозятся. Система образования сложна и разнообразна, она не может управляться только одним рычагом, в этом процессе должны принимать участие такие структуры, как гражданское общество, объединения родителей, учителей, профсоюзы, СМИ. Все они должны оказывать влияние на образовательную политику, на проведение реформ, и только в этом случае мы добьемся успеха.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle