Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 6 (115) от 15 апреля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
14527145331453614534145301452914528145231453214525145351452414522


Галина Доля

программа

Золотой «ключик к учению»

Проект «Проектирование программы развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС в условиях билингвальной среды» – результат сотрудничества Института проблем образовательной политики «Эврика», авторов программы дошкольного образования «Key to learning» – «Ключ к учению» (Н.Е. Вераксы, Г.Н. Доли, Д. Хиггинса), региональных и муниципальных органов управления образования в разных концах страны.

В этом году стартовые экспертно-аналитические сессии прошли в Москве, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ, Чебоксарах, Новоуральске. В специально разработанной электронной среде на ресурсе eurekaonline.ruуже зарегистрировано 36 пилотных площадок. Коллективы детских садов при поддержке экспертов «Эврики» разрабатывают образовательные программы с учетом требований ФГОС ДО, международных требований к образовательной среде детского сада и с обязательным созданием одной или нескольких полилингвальных групп развития, где в основу образовательного процесса положена программа «Key to learning».

Подробнее о стартовых сессиях

О программе «Key to learning»

Как поддержать инициативу и интерес маленьких детей? Как, не превращая детский сад в школу, дать им хороший старт, чтобы дети с радостью бежали на занятия и не хотели с них уходить? Программа «Key to learning» отвечает на эти вопросы, поскольку направлена на развитие коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей детей в возрасте от трех до семи лет. Она апробирована в Англии, Шотландии, Польше, Сингапуре, Уэльсе, Индонезии, Малайзии, США, Индии и других странах. Ее методологическим основанием стали разработки ключевых советских психологов: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера.

Леонид Венгер говорил: «Быть готовым к школе сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе сегодня – значит быть готовым всему этому научиться».

Девиз программы – каждое обучение должно быть игровым, а каждая игра – обучающей. Программа «Key to learning» позволяет работать с любыми детьми независимо от способностей, более того, даже с детьми с особыми потребностями. Отличия будут в скорости, медиации, эти дети могут и не пройти через всю программу, они пойдут медленнее, но все равно будут развиваться.

Несомненное достоинство программы – в ее высокой технологичности (наличии специальных материалов, красочных приложений, рекомендаций для педагогов к каждому занятию), а также в направленности не только на педагога, но и на родителя. Каждое занятие, проводимое с детьми в саду, предполагает продолжение дома: для этого к программе прилагается специальная книга для родителей.

Радостное и полноценное проживание детства, а также интенсивное развитие невозможно без освоения детьми довольно сложных культурных средств. Одно из наиболее эффективных – наглядное моделирование, способствующее управлению воображением и пролагающее путь к творчеству.

Этот вид деятельности опирается на применение детьми сенсорных эталонов и наглядных моделей, также разработанных в рамках программы «Key to learning». С их помощью в ходе решения увлекательных задач можно научиться создавать и использовать планы и чертежи, переводить реальность в модель. Например, дети делают план комнаты, чертеж реальной постройки или создают модель сказки. А могут совершить и обратный ход – по плану построить комнату, по чертежу – воссоздать постройку, по модели – сочиняют сказку. Со временем они сами начинают проектировать модели, схемы, планы и чертежи, а педагог только задает самые общие изначальные условия (например, нужно построить замок для принцессы или гараж для самосвала). С помощью такого моделирования дети учатся самостоятельно анализировать действительность, находить пути решения различных задач, замечать и понимать структуру различных объектов, а также выражать собственное отношение к окружающему их миру. Они начинают двигаться ко все большей самостоятельности, поступают субъектно, а не по предзаданному образцу или тем более непроизвольно.

Подобные культурные средства, освоенные ребенком, дают ему возможность анализировать ситуацию, чувствовать себя свободным в выборе способов действия и самостоятельно организовывать свою деятельность.



Программа «Key to learning» отличается от аналогов тем, что переносит фокус с содержания образования (чему учить) на культурные средства (как учить) и предлагает специально разработанные оптимальные учебные ситуации, которые точно соответствуют обучению и развитию детей данного возраста; сложны, но вполне доступны для детей; эмоционально ярки и интересны; позволяют сотрудничать детям и взрослым, а также детям между собой – и отнюдь не только в игровой деятельности.

«Key to learning» – это руководство для специалистов-практиков, которые, готовя детей к сложной школьной жизни, стремятся в то же время способствовать развитию их творческих способностей без искусственного ускорения этого процесса.

Но едва ли сможет вызвать у детей интерес деятельность, которая не интересна педагогу. А эту программу педагогам осваивать интересно. Она очень развивает самих учителей, воспитателей, дает им реальный профессиональный творческий толчок. Принципы, заложенные в программу, глубокие и сложные, но они детально проработаны, и педагог легко сможет во всем разобраться. Коллеги, которые начнут работать по этой программе, сами увидят свой профессиональный рост. Новые средства и способы обогащают всех участников. Для любого молодого учителя программа – это пошаговая инструкция с подсказками.

По словам Галины Доли, каждый педагог должен быть своеобразной Мэри Поппинс со своим волшебным чемоданчиком, в котором хранится все. И это не просто набор предметов, ярких игрушек и картинок. Это – интересные увлекательные способы освоения деятельности. Воспитатели работают в зоне ближайшего развития ребенка, предлагая ему задачи и средства для их решения, создания ситуаций поддержки детской инициативы.

По материалам сайта www.eurekanet.ru

Лариса ГАРМАЖАПОВА

Социальные комментарии Cackle