Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 3 (112) от 17 февраля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
14491144901448914488144871448614484144851449214483144821448114480

В международных исследованиях центральным понятием в дискуссиях о развитии одаренности в образовании становится так называемый «познавательный вызов». Если учащиеся систематически оказываются в ситуациях, где им подобный вызов бросается, то развиваются сразу три ключевых компонента одаренности – формальный интеллект, творческое мышление, внутренняя познавательная мотивация. Об образовательных технологиях, построенных на такого рода интеллектуальных «вызовах», мы попросили рассказать экспертов института «Эврика» Марию Миркес и Елену Ушакову.


к.филос.н., доцент Сибирского федерального университета, директор НОУ «Школа антропоники», один из авторов технологии «НооГен»
Мария Миркес

СО-бытие

Дать шанс на встречу с царицей

Из недавнего разговора с сильным одиннадцатиклассником: «Говорят, что математика – царица наук. Но последние несколько лет математика для меня – необъятное множество задач: олимпиады, ОГЭ, ЕГЭ. Мы проходим какую-то тему, и нам говорят: это нужно, потому что есть в ЕГЭ».

Такая математика не похожа на царицу наук! Есть ли у меня шанс встретиться с царицей?

Речь пойдет как раз об этом – об образовании, которое понимается как встреча человека и культуры.

Мы работаем в жанре образовательных событий, которые определяем для себя согласно книге Б.Д. Эльконина «Введение в психологию развития» – как интенсивную встречу реальной и идеальной форм. Несколько упрощая, скажу иначе – как интенсивную встречу человека (ребенка) и культуры. Такое понимание образования позволяет нам удерживать ряд акцентов, выстраивая свои образовательные события.

Результатом образования является не изучение знаний, а освоение человеком определенных идеальных способов/образов человеческого действия, которые собственно и есть культура. Математик – это не тот, кто знает ряд формул, а тот, кто относится к жизни математически и, встречая какую-то проблемную или просто удивительную ситуацию, строит матмодель, исследует ее и делает выводы. При этом он может воспользоваться и теми же самыми формулами, но ценность и собственно результат образования – в другом!

В связи с этим, когда мы проектируем событие, для нас ключевыми становятся такие вопросы:

  1. Что именно в определенной сфере культуры мы хотим представить? Что ценного там скрыто? Не только и не столько предметные знания, а способы действия, стиль жизни и мышления, картина мира, юмор и т.д.
  2. Как это ценное может быть открыто, представлено, предуготовлено для встречи с современными ребятами? Через что? Через уже готовое знание? Нет! Уже готовое знание не передает стиль жизни и мышления, уже готовое = уже мертвое, законченное. На наш взгляд, культура открывается через реальных своих представителей (взрослых = деятелей культуры), через определенный тип задач (но не выхолощенных ЕГЭшных или олимпиадных, а собственно культурных!), через уклад и стиль коммуникации, через юмор и общение и т.д.
  3. Как развернуть культуру современным, актуальным для ребят образом? Часто то, что изучают дети, представляет собой тысячелетия, века человеческого опыта идеального действия и выглядит не только как вечное, но и как безнадежно устаревшее, несовременное! А нам нужно, чтобы культура развернулась как актуальная для современных ребят! Чтобы культура делала ребят сильнее и успешнее – сейчас! Причем не «когда я вырасту», а прямо сейчас! И это не простой вопрос…
  4. Как предуготовить к встрече современного человека/ребенка? Лениво лежащий на диване «овощ» вряд ли способен заметить и удивиться красивым, но не простым, не банальным идеальным образам действия, скрытым в культуре. Привыкший ко всему готовому и несомненному разум (= «овощ») ленив, неопытен, неискушен. Его нужно взбудоражить, как минимум согнать с дивана и заставить бегать вокруг и что-то искать – действовать. Как? Это не менее трудный вопрос…

Образовательное событие – это такая ситуация, которая повышает шанс встречи человека и культуры, шанс открытия в культуре того самого ценного, что задает ее вечную ценность и делает меня – современного – более успешным, интересным, радостным, как ни странно – современным и т.д.

Теперь пара слов о собственно одаренных, сильных ребятах.

По отношению к ним описанная выше ситуация еще более актуальна, поскольку на сильных ребят сваливается еще большее число предметных знаний, задач, ситуаций. И если значительная часть из них выхолощена (подготовлена для ОГЭ, ЕГЭ, олимпиад), то встреча с великой культурой не состоится, но при этом нагрузка огромна.

Для сильных ребят чрезвычайно важна встреча с царицей наук, чтобы стала понятна вся подоплека и тот интеллектуальный вызов, на который отвечал великий математик, когда-то принявший решение о том, что мы сейчас изучаем как готовое и несомненное.

Одна из моих любимых ноогеновских задач для старшеклассников состоит в ином (непривычном) определении расстояния между точками и построении иной геометрии на основе данного определения расстояния. Подробности можно прочитать в нашей книге.

Вот что говорят сильнейшие парни-олимпиадники после решения такой задачи:

– Я зауважал Евклида! Я понял – сам попробовал! – построить геометрию и увидел, сколько в ней непонятностей! Сколько вопросов он – автор – должен был решить! Насколько это все не просто и не очевидно! А ведь я знаю геометрию вроде бы – решаю олимпиадные задачи, готовлюсь к ЕГЭ. Но я никогда не задумывался, почему все определено именно так, какая интеллектуальная работа была проделана Евклидом и другими математиками.

– Нам – олимпиадникам – очень нужны такие задачи, потому что только здесь открывается суть – почему именно так, а не иначе? Я получаю опыт математической ситуации, когда еще ничего не решено и все зависит от меня!

На наш взгляд, выстраивая работу с одаренными детьми на уровне школы/региона/страны, необходимо удерживать контекст встречи ребят с культурой. Не только «как нам научить детей решать очень сложные задачи», но и «как нам выстроить встречу ребят с определенной сферой культуры» так, чтобы они уловили сам образ человеческого действия в данной сфере, попробовали себя в нем и – может быть – приняли решение становиться настоящими деятелями культуры – математиками, инженерами, физиками…

Расписание занятий Марии Миркес по технологии НООГЕН можно посмотреть здесь >>>




Эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Елена Ушакова

на границе предмета

Простор образовательных форм

Представляется достаточно бессмысленным обсуждать работу с одаренными детьми вне контекста обсуждения изменений в общеобразовательном процессе, направленных на расширение возможностей включения в урок детей с разными способностями и склонностями.

Постановка вопроса звучит следующим образом: как изменить содержание образования, формы работы с детьми в школе так, чтобы как можно большее количество детей двигались в предметном содержании в соответствии со своими образовательными запросами?

Разнообразие учебных форм, вводимое в образовательный процесс в современной школе, направлено не только на оживление учебного процесса, на усиление его привлекательности для учащихся и облегчение освоения учебного материала. Различные учебные формы и форматы выполняют различные дидактические функции в отношении передачи и формирования содержания образования.

Так, проблемные уроки, уроки постановки учебной задачи направлены на проблематизацию предыдущих знаний и навыков учащихся, на «разоформление» ставших привычными стереотипов учебных действий и для обозначения направления следующего шага развития.

Уроки-тренинги позволяют добиваться автоматизма при выполнении простейших учебных действий, необходимых для успешного продвижения в учебном предмете, и т.п.

Для сборки предметного содержания также необходимы особые учебные формы.

Поскольку речь идет о сборке, о синтезе содержания, требования к этим учебным формам выражаются в необходимости обеспечить использование уже освоенного содержания в качестве инструментария.

Кроме того, при реализации данных учебных форм должны быть проявлены не только предметные навыки и знания учащихся, но и базовые компетенции, полученные или усовершенствованные на предыдущем образовательном этапе.

Примерами таких синтетических учебных форм могут явиться межпредметные и метапредметные погружения, инженерные «мастерилки», измерительные полигоны.

Межпредметные погружения выводят учащихся на границы предмета, обеспечивая таким образом формирование представления о применимости предметного содержания. Так, погружения по физматике позволяют позиционировать математические знания как инструмент для физики и математического моделирования в физике, а содержание физики – как содержательный источник математических моделей.

Задача межпредметного погружения – обеспечить полный цикл построения научного знания, от постановки задачи через формулирование гипотезы, построение модели, исследования модели к интерпретации полученных результатов и нового знания.

Задача, которая ставится перед учащимися на межпредметном погружении, носит обычно комплексный характер и требует от учащихся доопределения исходных условий. Это так называемые задачи с открытыми условиями, или задачи на оценку.

Так, например, нами проводилось погружение по физматике, где учащимся 7–9-х классов необходимо было оценить, сколько человек необходимо задействовать, чтобы переместить каменный блок для строительства пирамиды в Египте. Учащиеся опирались в своем исследовании на текст Геродота:

«Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано тащить их дальше до так называемых Ливийских гор… Ведь дорога была пять стадий длины, а шириной в десять оргий, в самом высоком месте восемь оргий высоты, построена из тесаных камней с высеченными на них фигурами… Она сложена из тесаных и прилаженных камней, каждый камень по меньшей мере тридцать кубических футов…»

Помимо того что учащиеся должны были сами превратить полученное описание в задачу по физике, доопределить ее, они могли вводить в задачу дополнительные условия и параметры – простейшие механизмы, погодные условия и т.п. и на основании введенных параметров строить простейшие математические модели.

Работа на такого рода межпредметных погружениях строится на принципах межвозрастного и межгруппового взаимодействия. Старшие учащиеся отрабатывают навык применения физических и математических знаний, а младшие получают прецедент порождения физических и математических задач, получают задел на приобретение новых знаний.

Метапредметные погружения характеризуются формированием у учащихся высокого уровня обобщения учебного материала и касаются в первую очередь универсальных интеллектуальных навыков и способностей. Такие тематические метапредметные погружения, как «Знак», «Задача», «Текст» и им подобные, позволяют на различном предметном содержании исследовать универсальные свойства обсуждаемых понятий. Так, на погружении «Задача» обсуждаются универсальные свойства любых задач – в математике, языке, физике – и их отличия. На погружении «Текст» исследуются особенности и специфика художественного и научного текста, текста статьи и рекламного ролика.

Инженерные «мастерилки» позволяют собрать полученные на уроках естественнонаучного цикла знания в изобретении, готовом механизме и готовят сознание учащегося к получению новых знаний.

Измерительные полигоны могут явиться как собирающим, так и проблематизирующим форматом для предметов естественнонаучного цикла.

Все отмеченные форматы отличаются тем, что в них просторно любому учащемуся независимо от уровня подготовки, установок, уровня исследовательских навыков. Каждый может взять столько, сколько ему нужно, сколько он может.

Принципиальным моментом этих образовательных форм является тьюторское сопровождение содержательного продвижения каждого учащегося независимо от степени его включенности и одаренности в обсуждаемом предмете.

Это сопровождение обеспечивается как регламентами образовательного события, так и специальной работой с тьюторами, в качестве которых могут выступать как учителя, так и старшеклассники и родители учащихся.

На предстоящих вебинарах в курсе «Развитие детской одаренности: перспективные модели» мы рассмотрим весь цикл проблем, связанных с использованием подобных учебных форм в образовательном процессе и работе с одаренными детьми:

  • Какова функция подобных образовательных форм в образовательном процессе?
  • Каковы регламенты проведения подобного рода образовательных событий?
  • Какого рода ресурсы требуются?
  • Как обеспечить тьюторское сопровождение всех учащихся?

Где брать задачи и задания для таких событий?

Расписание занятий Елены Ушаковой по межпредметным и метапредметным погружениям можно посмотреть здесь >>>



Социальные комментарии Cackle