Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 3 (112) от 17 февраля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
14491144901448914488144871448614484144851449214483144821448114480

Зародившись в науке и пройдя через бизнес, форсайты постепенно проникают и в образование. О том, что это такое и в чем специфика детско-взрослых форсайтов мы спросили наших экспертов Надежду Муху и Алексея Яцыну.


Заместитель директора школы «Эврика-развитие», г.Томск
Надежда Муха

Сага о форсайтах

Проект будущего

О XVI Сибирской молодежной ассамблее старшеклассников «Профессии будущего. Форсайт-инжиниринг» рассказывает заместитель директора школы «Эврика-развитие», г.Томск, Надежда Муха.

Надежда, расскажешь немного об истории события?

– Идея об организации Ассамблеи старшеклассников возникла шестнадцать лет назад. Захотелось показать другие результаты инновационных школ – не те, которые принято демонстрировать на обычных предметных олимпиадах. Со временем это вылилось в целостную трехдневную деловую игру, где как раз можно видеть, насколько дети способны к коллективным разработкам, выстраиванию отношения к содержанию, ситуации, друг другу – к тому, что теперь принято называть метапредметными и личностными результатами.

Ныне Ассамблея – большое образовательное событие, которое объединяет две нетиповые метапредметные олимпиады Томской области, являющиеся аккредитованными мероприятиями региональной программы «Молодежный кадровый резерв». Ассамблея входит в областную целевую программу, регулирующую работу с одаренными детьми.

Каковы особенности ассамблеи в этом году?

– Это – предпринимательское событие в широком смысле слова. На Ассамблее работало много представителей делового сообщества Томской области. Для нас очень важно смоделировать ситуации, где от ребят будет требоваться деловой, партнерский способ поведения в условиях разновозрастных команд.

Что такое форсайт-инжиниринг?

– Действительно, в названии две части: «профессии будущего» и «форсайт-инжиниринг». Цель деловой игры – приблизить ребят к пониманию той или иной профессиональной квалификации. В данном случае мы взяли форсайт-инжиниринг как профессию. Это проектирование продуктов, которые будут востребованы обществом лет через 30.

А как можно угадать, что будет актуально?

– Вот в том-то и дело, что нужно не гадать, а анализировать разные тенденции, которые проявляются уже сегодня. Куда движутся технологии? В какую сторону смотрит наука? Как меняются потребности человека, тип потребления? Для того чтобы через 30 лет выпустить на рынок высокотехнологичный инновационный продукт, который «сметут с полок», начинать задумываться о нем необходимо уже сегодня. Такие прогнозы делаются на основе форсайта – технологии описания возможного будущего, которая становится основанием для дальнейших действий.

Расскажешь, что придумали? Интересно, совпадали ли мнения детей и взрослых на то, что будет актуально?

– Были продукты, по которым мнения поколений радикально разошлись. Например, обсуждали штуковину, которая должна выдергивать людей из виртуальной реальности. Взрослые очень поддержали, сказали: «Да, мы страшно волнуемся, дети пропадают в сети, необходимо инициировать живое общение, физическое движение и т.д.». А дети вообще эти опасения проигнорировали, для них такой проблемы нет. И придумали приспособление, которое не позволяет сталкиваться аэромобилям, – что-то вроде навигационного устройства с магнитными полями и картами. Взрослые пожали плечами и сказали, что до этого не дойдет, а если и дойдет, то это будут проблемы градостроительной политики. Дети упорно спорили, отстаивали свои позиции.

А было, чтобы мнения совпали?

– Да, вот, например, все считают, что будут актуальны такие виртуальные, типа голографических, модели для исторических и географических путешествий. Скажем, виртуальное путешествие к храмам и дворцам Древнего Египта. Не к оставшимся развалинам, а к воссозданным во всем великолепии, как было в те времена.

Что для тебя особенно ценно в образовательном плане в такого рода событиях?

– Ты знаешь, у форсайтов есть особенность – никто не знает «правды» и поэтому никто не является носителем безусловного знания. Ведь обычно на детско-взрослых конференциях взрослые эксперты всегда могут сказать: «Ну, вы, дети, конечно, молодцы, хорошо придумали, но на самом деле…» А тут – нет. Непонятно ведь, как будет-то. И становится очень важным вот этот межпоколенческий разговор на равных. Он задает бешеную, но очень содержательную, уважительную и одновременно проблемную энергетику.

Можно ли сказать, что взрослые и дети осознали в этот момент будущее как общий проект?

– Будущее как общее складывается именно в процессе этой коммуникации. Я уверена, что в качестве ключевого результата «осядет» именно опыт делового межвозрастного сотрудничества на равных.

Расписание занятий Надежды Мухи по теме формирующего оценивания метапредметных результатов в образовании смотрите здесь >>>

Беседовала Анастасия Белолуцкая


бизнес-тренер, партнер проекта «Скорая бизнес-помощь»
Алексей Яцына

форсайт

О совместном проектировании будущего

О том, что такое форсайты, а также как и зачем их проводить мы попросили рассказать Алексея Яцыну, бизнес-тренера, партнера проекта «Скорая бизнес-помощь», соразработчика и участника многочисленных форсайт-сессий разных отраслей экономики и развития территорий.

О совместном проектировании будущего

Особенность будущего в том, что оно непременно наступит – хотим мы или нет, думаем ли мы о будущем, мечтаем ли о нем, работаем ли на его приближение. Раз – и 2015 год. Два – и уже 2020-й. Три – 2030-й. Те, кто пошел в школу в этом году, как раз в 2030 году придут на свои первые пробные рабочие места.

Про будущее

А какие они будут, эти рабочие места? Как они будут выглядеть? Что вообще будет нас окружать в этом будущем? Чем мы будем заниматься? Где и как жить, чем питаться, как перемещаться в пространстве?

И конечно же, нас интересует не будущее вообще. Нас интересует будущее конкретное, наше будущее. Заодно хочется, чтобы в будущем мы были успешны, конкурентны, могли пользоваться всем доступным комфортом.

И такое будущее можно создать! Ведь будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями. Например, наш выбор в пользу здорового питания и жизни стимулирует научные разработки, промышленность и культурный поиск сразу в целом ряде направлений – от производства экологически чистой пищи до урбанистики новых поселений, а стремление путешествовать, осматривать достопримечательности мира очно, а не дистанционно создает всё новые виды транспорта, включая космический лифт и летающий мотоцикл.

Чтобы предметно беседовать о будущем, разработаны и всё более активно используются различные инструменты коллективного прогнозирования и проектирования, среди которых мы сегодня поговорим о форсайте (foresight).

Про форсайт

Форсайт – это интеллектуальная технология совместного проектирования будущего. Этот формат коммуникации позволяет участникам создать коллективный образ будущего и договориться о совместных действиях по его достижению.

В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных событий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить позитивные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и предупредить усиление отрицательных, нежелательных трендов.

Про работу на форсайт-сессии

Основная работа проходит в форме форсайт-сессий, в ходе которых группа при помощи модератора формирует картину будущего, обсуждает его реалистичность и вырабатывает своё к ней отношение, в том числе определяет, что из этой картины хочется закрепить, а что изменить.

У форсайт-сессии есть несколько несложных правил:

  • Высказываться строго по предмету обсуждения.
  • Высказываться в том формате, который задает модератор.
  • Всё, что является для высказывающегося важным, фиксируется на специальных карточках и размещается модератором на карте будущего.

Так визуализируется будущее, которое на форсайт-сессии состоит из следующих элементов:

  • Объект и его границы – собственно тема, вокруг которой строится обсуждение.
  • Тренды – объективно (безоценочно) развивающиеся процессы, влияющие на объект, которые участники сессии как эксперты могут наблюдать, что называется, «за окном».
  • Субъекты – те, кто задействован или заинтересован в изменении объекта работы.
  • Возможности и угрозы – выгоды и потери, которые могут понести субъекты, если тренды будут развиваться так, как они развиваются.
  • Форматы и технологии – способы взаимодействия людей и технические новинки, которые потребуются субъектам (заинтересованным лицам), чтобы реализовать возможности или нивелировать угрозы.

Работа в ходе сессии состоит из нескольких тактов, в ходе которых карта будущего постепенно из «чистого листа» собирается в целостную картинку сегодняшнего дня, ближайшего и отдаленного будущего во всем его многообразии.

Про присвоение результатов и реализацию проектов

Форсайт-сессия – это начало работы с будущим, важная его часть, но без второй составляющей – работы над проектами изменений – любая сессия так и остается просто полезной дискуссией.

В ходе форсайт-сессии обязательно должна произойти работа по присвоению, принятию полученной картины будущего. Это значит, что каждый участник должен увидеть в получившейся картине трендов, угроз и возможностей какую-то свою, цепляющую его ситуацию, которую он хочет развить (работать на усиление тренда, использовать возможность) или изменить (работать против тренда, нивелировать угрозу).

Так появляются проекты изменений. Вначале – как индивидуальные пожелания, а потом участники сессии выявляют общее, что их связывает, например – конкретный тренд или конкретная технология или формат.

Объединяясь в рабочие группы по реализации проектов изменений, участники форсайт-сессии собственно и начинают реализовывать форсайт как таковой, создавать, проектировать свое будущее.

Игра и интерактив

Сама работа на сессии полностью интерактивна, то есть участники взаимодействуют в первую очередь друг с другом, а модератор лишь направляет дискуссию, удерживает ее в заданных рамках и помогает группе визуализировать итоги обсуждения на карте будущего.

Кроме того, есть несколько (игровых) инструментов согласования интересов, как то:

  • голосование – принятие решения группой о размещении на карте будущего того или иного высказывания одного из ее участников;
  • рейтингование – выбор участниками группы наиболее значимых трендов или наиболее перспективных, любопытных проектов изменений;
  • обсуждения в мини-группах;
  • «растягивание» трендов и сценирование – обсуждение ситуаций, которые могут сложиться в будущем, если тот или иной тренд будет непрерывно развиваться.

Кому показан форсайт

Метод форсайта используется уже более 30 лет по всему миру и постепенно становится мощным инструментом определения стратегий формирования будущего как в крупных корпорациях, отвечающих за целые технологические отрасли, так и в области государственного управления, науки и развития гражданского общества.

Rapid Foresight (быстрый форсайт) – российская версия форсайт-методики, разработанная группой Re-Engineering Futures (http://refuture.me/), позволяющая достигать репрезентативных результатов в более короткие сроки, чем классические технологии форсайта.

В России с помощью форсайта разрабатываются и развиваются:

  • стратегии развития территорий – например, в Республике Коми были в ходе форсайт-сессии продуманы четыре туристических кластера;
  • разработка новых продуктов и услуг – например, форсайт детской индустрии;
  • стратегии отдельных компаний и целых отраслей – например, молодые специалисты-энергетики пяти стран соревновались в том, кто сделает более перспективную энергосистему.

Самые значимые результаты получены сегодня в направлении образования. Это и форсайт «Образование», и форсайт «Компетенции» (и его следствие, Атлас новых профессий), и работа над новым пониманием места повышения квалификации, профессиональной подготовки, высшего и профессионального образования, школы и даже детского сада в процессе обучения.

Везде, где есть разные заинтересованные лица, формулирующие свои требования и ожидания относительно какого-либо объекта, может быть проведена форсайт-сессия, позволяющая «вынести» этот объект в будущее, рассмотреть его предметно с разных сторон, согласовать позиции, найти общее, а главное – зафиксировать разногласия не в виде неразрешимого противостояния, а в виде дефицитов и проектов изменений по их устранению, т.е. приведению объекта к виду, который устраивает всех.

И будущее станет действительно вашим, то есть ровно таким, каким оно вам нравится, удобно и комфортно именно для вас.

Материалы по теме

Форсайт-методичка 2.0
Форсайт образования
Атлас новых профессий + видеопрезентация
Занятия по теме «Как разработать и провести форсайт?» в рамках курса повышения квалификации «Развитие детской одаренности в образовании: перспективные модели» состоятся 6 и 7 марта. Подробности …



Социальные комментарии Cackle