Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 2 (111) от 5 февраля 2015 г. Подписка Редакция Контакты
14477144761447514474144731447214471144701446914468


Александр Адамский

Тема

Пессимистическая трагедия образовательной политики

Дождавшись выхода на российский экран фильма А. Звягинцева «Левиафан», «Вести образования» посвящают текущий номер этому событию.

Я не знаю, почему А. Звягинцев назвал свой фильм именем ветхозаветного чудовища.

Посмотрев фильм, я даже немного удивился, мне это показалось неожиданным.

В моем представлении Левиафан существует в связи с жестоким преследованием евреев, от египетского рабства до Холокоста. Для правоверных евреев Книга Иова всегда была темой дискуссий, почему законопослушный (в том числе и законам Б-га послушный) человек подвергается страданиям и лишениям? Если мучения – это наказание, то за какие прегрешения? А если человек безвинен как младенец, отчего подвергается наказанию? За что сжигали младенцев в печах Освенцима и убивали невинных во время погромов?

Гоббсовское сравнение чудища с государством – гораздо более позднее, чем домоисеевское ветхозаветное упоминание, это даже не метафора, а иллюстрация определенной мыслительной конструкции.

Сравнимый художественный образ был у В. Тредиаковского в поэме «Телемахида»: «Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй...» (цитируется по изданию "Телемахиды", 1766 г. - Прим. ред.), эту фразу, немного изменив, А. Радищев выбрал эпиграфом к «Путешествию из Петербурга в Москву».

Один из героев фильма А. Звягинцева, пьяный орущий мэр, как раз такое чудище – обло и илайяй.

Но, повторюсь, в библейской трактовке герой фильма «Левиафан» совсем уж не Иов.

В этой системе координат фильм очень даже религиозный, я даже не понимаю, отчего на него так ополчились – главный герой, конечно, грешен, и жена его, и сын, так вот вам и наказание!

Для светского сознания жажда справедливости и законности (вместе!) не связана с испытаниями, которые посылаются свыше, как ветхозаветная драма Иова. Люди рождаются свободными и равными, и у всех одинаковые права.

Закон и порядок определяются людьми.

В этом основа светского воспитания и образования.

Проблема здесь огромная: если человек несовершенен, слаб и подвержен страстям – можно ли ему доверять самого себя?

В любом случае фильм «Левиафан» – яркое и сильное художественное произведение, с моей точки зрения.

Странным образом в сегодняшнем номере «Вестей образования» и в нашей жизни переплелись две темы – фильм «Левиафан» и роман «Повелитель мух», подвергшийся критике председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции И. Яровой на заседании Патриотической платформы партии «Единая Россия». Кажется, она назвала роман У. Голдинга «чудовищным».

Но именно в этом романе и описывается, что может происходить с людьми, особенно подростками, если судьба посылает им нелегкие испытания. Как быстро человек может перестать быть человеком и превратиться в чудовище, убивающее себе подобных.

Вообще как много событий и фактов рифмуется между собой в наши тревожные дни!

Критика перекоса в учебном плане количества часов на изучение иностранных языков по сравнению с изучением русского языка прозвучала на том же заседании Патриотической платформы, и в этом читается трактовка патриотизма: раз школа учит иностранному языку больше, чем русскому – значит, формирует чуждую идентичность.

Поверхностность расчетов убедительно проявил И. Реморенко в своих материалах в ФБ, я посмотрел данные Министерства образования – данные И. Яровой, мягко говоря, не соответствуют действительности.

И тут есть два, на мой взгляд, важных обстоятельства. Во-первых, на основе неверных данных делает вывод председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции. В этот раз – по поводу образования, а в следующий раз – по поводу безопасности и коррупции? Опасная ситуация. Дорого может стоить.

Во-вторых, диалог культур. По Бахтину и Библеру, культура познается на границе. Имеется в виду, что когда человек соприкасается с иной культурой – он лучше познает свою.

Как же так: человек от имени власти закрывает людям познание культуры, лишает права на собственное знание…

И мне снова привиделось «Чудище обло, огромно, стозевно, илайяй...», к чему бы?



Социальные комментарии Cackle