Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 25 (108) от 22 декабря 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1443114434144301442914428144271443214426144251442414433144231442214421


Елена Хилтунен

Монтессори

О любви к Родине

Монтессори-педагогику часто называют «западной» и сомневаются в ее благотворном влиянии на российских детей. Говорят: в этой педагогике нет русского духа, она далека от российской ментальности. Но как же тогда понять факт, что школы Монтессори живут и в Африке, и в Америке, и в Австралии, и в Европе – в самых разных странах мира? Неужели никого, кроме россиян, не беспокоит проблема идентичности?

Мария Монтессори вслед за исследователями ее времени (Рихард Земон, Перси Нанн «Educatio and first principles» (1-е изд. – Лондон, 1920) рассматривала идентичность человека как понятие мнемоническое, особое биологически обусловленное чувство, которое естественным образом впитывается человеком с момента его появления на свет. Перси Нанн назвал эту особую форму жизненной памяти специальным термином «мнеме» (тneme – греч. «память») и определял его не как сознательное запоминание чего-то, но впитывание образа в психику индивида.

В процессе своего развития ребенок естественным образом приобретает не только человеческие способности, силу, разум и языковые навыки. Он в то же время приспосабливает формирующегося в нем человека к окружающим условиям.

М. Монтессори полагала, что ребенок обладает абсорбирующей восприимчивостью по отношению ко всему, что находится вокруг него (ее термин - «впитывающий разум»). Адаптация к жизни в человеческом обществе возможна лишь посредством наблюдения и абсорбции окружающей среды. Особенно важно понимать, что такие неосознанные мнемонические способности присущи исключительно детям. Но ведь каждый из нас пережил период детства. И собственная человеческая идентичность, любовь к Родине, как и любовь каждого человека к матери и отцу, сама собой сохранилась в нашей родовой памяти, ей никто и никого не может специально научить.

К религии, педагогике и тем более политической воле человеческая идентичность не имеет отношения. «Мнемо» – это как раз то, что при любых даже самых влиятельных воспитательных системах сообразно человеческой природе сохранит в человеке его ментальную суть, то самое «молоко матери», которое живет в нем с момента появления человеческого дитя на свет.

Именно поэтому в мире давно уже никого не удивляет факт, что школы Монтессори живут и в Африке, и в Америке, и в Японии, и в европейских странах. И маленький итальянец выстраивает на ковре Розовую Башню так же сосредоточенно, как это делает индийская девочка или русский малыш, хотя говорят они на разных языках, по-разному пьют чай и песенки поют тоже разные.

Что если в классе московской учительницы, кроме русских ребятишек, учатся первоклассники из Украины, Узбекистана, Кореи? С ними со всеми она должна говорить о любви к России? Или о любви к их настоящей Родине? Или агитировать за православие? Это было бы более чем странно.



В то же время, если любовь к Родине сохраняется мнемонической, родовой памятью ребенка, значит, все наши изобретения по поводу воспитания в детях патриотизма и других человеческих качеств с помощью специальных бесед и «мероприятий» являются лишь фиктивно-демонстративными придумками. Как же трудно нам с этим согласиться!

Многие люди, пережившие советское время, до сих пор наивно полагают, что пляски пионерского отряда в русских народных костюмах – это и было настоящим патриотическим воспитанием советских детей.

В детский сад родители приводят малышей, чтобы им профессионально помогли развивать способности, заложенные в каждом ребенке природой. Но нельзя помочь развитию любви к своим родителям или своей стране. Можно только предоставить возможность детям больше узнать о взрослой жизни и вместе с ними научиться жить в мире и согласии с интересами других людей.

В школу ребята приходят учиться основам наук. Это главное. Поэтому профессиональным взрослым надо думать о создании общих для всех учеников эффективных образовательных сред, или – более широко – условий для получения хорошего образования. Чтобы каждый ученик мог выбирать в этих средах самое важное и необходимое ему для жизни и приобретать свой собственный позитивный опыт познания.

...В одной российской Монтессори-школе на доску объявлений повесили отрывную табличку, на которой можно было выбрать для себя названия тех качеств, которых тебе недостает. «Возьмите себе то, что вам нужно...» Там были такие качества, как храбрость, любовь, сила, вера, упорство, страсть, терпение, надежда, мечта, оптимизм, мужество, нежность, искренность, мудрость, доброта и другие. И ребята выбрали. В конце дня на доске осталось висеть только то, что они сочли уже состоявшимся в себе. Это были: храбрость, мечта, терпение, мужество, нежность и доброта. Не этими ли качествами обладали лучшие люди России, которые совершали величайшие научные открытия, становились великими поэтами и музыкантами, строили наши дома и храмы, а когда приходилось, защищали свою Родину в бою?

Фото из личного архива автора

Социальные комментарии Cackle