Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 25 (108) от 22 декабря 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1443114434144301442914428144271443214426144251442414433144231442214421

Директор частного лицея «Ковчег-XXI», г. Красногорск, Московская обл.
Рустам Курбатов

Точка зрения

Очень опасная карта

Рустам Курбатов – педагог, руководитель частного лицея, автор нескольких книг, в том числе «Танки директора школы», «Школа в стиле ЭКШН» и других, рассказал в интервью «ВО» о том, как он понимает проблему идентичности и к каким последствиям могут привести псевдопатриотические игры.

– Как бы Вы объяснили термин «идентичность»?

– Для наглядности приведу пример из своей жизни. Как-то мне довелось побывать в одной из школ парижского пригорода Бобини, в которой учатся дети мигрантов из Африки и Азии. Из учительского любопытства я подошел к одной девочке с сорока косичками и спросил ее, из какой страны она приехала во Францию. Тут же меня отвела в сторону директор школы и строго сказала: «Это неправильный вопрос. Ее родители получили французское гражданство, и теперь она француженка».

Во Франции действительно много делается для того, чтобы мигранты почувствовали себя полноценными гражданами страны: их учат кататься на горных лыжах, приучают к французской пище.

Меня поразил плакат, который я увидел в этой школе: на нем был изображен негритенок-ангел, а внизу – призыв к свободе передвижения. Иными словами, человек имеет право жить там, где ему хочется.

Это иллюстрация к тому, как понимается идентичность в Европе. В противовес концепции XIX века, согласно которой идентичность – это единство языка, культуры, традиций, в XX–XXIвеке в Западной Европе и США формируется представление о том, что идентичность – это гражданство. И если мы хотим стать демократической страной, мы должны уметь жить с людьми разных национальностей и приложить максимум усилий для того, чтобы они стали частью нашего социума.

Наши патриоты-националисты любят рассуждать о крахе гуманной политики по отношению к приезжим в европейских странах, пугая обывателей страшилками о том, что Собор Парижской Богоматери скоро превратится в мечеть. Большинство французов над этим иронизируют. Конечно, и там есть часть общества, разделяющая националистические взгляды, но большинство считает их вредными и постыдными.

– А как понимается идентичность в России?

– После перестройки на волне демократических изменений в нашей стране была предпринята попытка приравнять идентичность к гражданству, когда из наших документов исчезла пятая графа (национальность) и появилось общее название для всех граждан России – россияне. Это была вполне логичная и понятная политика, имеющая свои резоны: воспитать гордость за то, что ты принадлежишь к этому государству, даже если русский язык не является для тебя родным.

Сегодня власть занимает противоречивую позицию.

С одной стороны, она поддерживает миграцию, потому что бизнесу нужна дешевая рабочая сила. С другой стороны, власть активно заигрывает с «Русскими маршами» и прочими националистами, и, идя у них на поводу, вводит загранпаспорта и визы для мигрантов из Средней Азии.

Прошлым летом после драки на Матвеевском рынке http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/05/140507_matveevsky_market_magomedov_sentence в Москве начали активно строить палаточные лагеря для нелегальных мигрантов. А потом очень скоро про это забыли, и все вернулось в прежнее русло. На фоне украинских событий об этом вообще никто не вспоминает. Это означает, что тема мигрантов – надуманная, искусственно созданная СМИ по заказу нечистоплотных политиков.

Взбудоражила общество и «Декларация русской идентичности», принятая 11 ноября 2014 года по итогам заседания XVIII Всемирного русского народного собора

http://www.patriarchia.ru/db/text/508347.html.

На основе программных тезисов данного документа предлагается следующее определение русской идентичности: «Русский – это человек, считающий себя русским; не имеющий иных этнических предпочтений; говорящий и думающий на русском языке; признающий православное христианство основой национальной духовной культуры; ощущающий солидарность с судьбой русского народа».

Возникает вопрос: с какой поры РПЦ определяет, что значит быть русским человеком?

В момент конфликта с Украиной часть элиты разыгрывает карту национализма, патриотизма, православия. И многие люди, которые раньше об этом не задумывались, начинают бить себя в грудь, говорить, что они русские, а узбеки и прочие сюда понаехали. Это очень опасная карта.

Надо ли человеку сознавать свою идентичность, сохранять свои этнические корни, поддерживать связи только со «своими» или стремиться к интеграции с национальным большинством?

– Человеку необходимо принадлежать к какой-то общности. Национальные меньшинства, проживающие в России, нуждаются в поддержке их родного языка, культуры, традиций. В 90-е годы в Москве открывалось много школ с этнокультурным компонентом – еврейских, грузинских и т.д. Родителей можно понять: они хотят сохранить язык, культуру своего народа, передав их своим детям. В то же время надо думать и об интеграции в общество, в котором этим детям предстоит жить. Если бы страна была привлекательной с точки зрения экономики, образования, соблюдения прав граждан, открытости, безопасности, демократии – все люди других национальностей с удовольствием называли бы себя россиянами, но так как политические процессы у нас развиваются в противоположном направлении, то есть опасность дезинтеграции и распада на отдельные общности.

И вышеупомянутая Декларация будет этому способствовать.

– Что может сделать педагог в этой ситуации?

– Я каждый год посвящаю несколько уроков обсуждению проблемы мигрантов. Подростки проецируют все настроения своих родителей по этому поводу. Как воздействовать на детские души? С одной стороны, следует делать ставку на их рационализм и прагматизм, объясняя, что стране нужны рабочие руки, с другой стороны, опираясь на эмоциональное восприятие, убеждать в том, что мир вокруг нас пестрый и разнообразный, и если мы хотим быть европейским цивилизованным государством, мы должны привыкнуть к тому, что рядом с нами будут ходить по улицам люди всех рас и национальностей.

На мой взгляд, дети очень хорошо это понимают.

В школе обязательно должны проводиться уроки толерантности, потому что 14–15-летние в первую очередь подвержены националистическим влияниям. Именно на них делают ставку политические отморозки. И надо приложить все усилия для того, чтобы из этой искры не возгорелось пламя ненависти и нетерпимости.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle