Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото № 25 (108) от 22 декабря 2014 г. Подписка Редакция Контакты
1443114434144301442914428144271443214426144251442414433144231442214421

Академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования (ФИРО)
Александр Асмолов

интервью

Идентичность реальная и виртуальная

Тема идентичности в конце ХX – начале XXI века оказалась в центре внимания ученых: ей посвящено много книг и статей. О том, какие вызовы, угрозы и перспективы открываются сегодня в этой сфере, и какую роль играет система образования в решении задачи поиска индивидуальной идентичности, рассказывает в интервью газете Александр Асмолов.

– Как вы понимаете проблематику идентичности?

– Идентичность – это осознание своего «я» в потоке изменений, размышления о том, как остаться постоянным и при этом трансформироваться. Это и ценностная, и социальная, и психологическая проблема. Этой теме посвящено много исследований. В сфере социокультурной модернизации образования установка на поддержку и развитие личности в процессах социализации и индивидуализации является ключевой ценностью.

Какую роль играют школа и детский сад в решении задачи поиска индивидуальной идентичности?

– Миссия дошкольного и школьного образования – это порождение многоликой идентичности. То есть надо четко понимать, что образование наряду с культурой и средствами массовой коммуникации – это институт индивидуализации и социализации, который формирует три вида идентичности: общечеловеческую (и на это нацелены многие программы), общегражданскую и этнокультурную.

– Чем отличаются друг от друга разные виды идентичности?

– Когда мы говорим об общечеловеческой идентичности, мы рассматриваем личность как члена общества и представителя человечества. Все программы по математике, физике, другим естественно-научным дисциплинам способствуют формированию общечеловеческой идентичности. Бином Ньютона и теорема Пифагора одинаковы в любой стране. Наряду с этим социальные науки рассматривают историю России в контексте истории человечества. Поэтому без общечеловеческой идентичности у нас очень узкие перспективы и горизонты. Как говорил английский поэт и проповедник Джон Донн: «Никогда не спеши узнать, по ком звонит колокол: колокол звонит по тебе самому». И то, что мы часто переживаем те события, которые происходят далеко от нашего дома, – это и есть проявление общечеловеческой идентичности.

Гражданская идентичность (не путать с государственной) – это осознание себя носителем гражданских ценностей в той или иной стране. В нашей стране это осознание себя носителем российской культуры, и на этой основе строится образование.

Этнокультурная (в том числе региональная) идентичность связана с программами, которые касаются различных этнических групп – русских, украинцев, татар, башкир, и ключевая задача образования и программ социокультурной модернизации – сделать так, чтобы между этими идентичностями не было конфликта, а были бы согласие и взаимоподдержка. Поэтому надо научить человека жить в ладу с другими и с самим собой в этом разнообразном и беспокойном мире.

– Какие вызовы, угрозы и перспективы открываются сегодня в этой сфере?

– Конфликт между различными идентичностями может привести к громадной деформации личности, к появлению фанатиков. Если какая-то одна из идентичностей возьмет верх над всеми остальными, это приведет к серьезным рискам и в поведении личности, и в ее развитии.

Какой из социальных институтов играет основную роль в самоидентификации ребенка – семья, церковь, школа?

– Сегодня выделить какой-то один институт – и это главная черта информационной социализации – невозможно в принципе. В XXI веке ребенок находится под влиянием нескольких институтов одновременно. В ряде ситуаций мы видим, как самым могучим институтом социализации становятся религиозные школы, и тогда происходит формирование религиозной идентичности, иногда в своих крайних проявлениях. Например, радикальный ислам порождает фанатиков. Пока еще общество на разработало технологий, способных по эффективности конкурировать с религиозными.

Конечно, институтом социализации является семья как посредник между институтами культуры, СМИ.

И сегодня фактором рождения идентичности является Интернет, в связи с чем появилось понятие «виртуальная идентичность».

Школа часто вынуждена конкурировать с этими институтами и не всегда выигрывает. Только в контексте социокультурной модернизации в программах дошкольного и школьного образования была поставлена цель воспитать идентичность как представление о себе и о мире, раньше такие цели перед системой образования не ставились.

Есть ли вероятность, что в школьных программах появится курс «идентичность»?

– Нет. Меня всегда пугают курсы с такими прямолинейными установками. Это очень опасно.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle