
АдамскийПослание свыше и письмо снизу

НикитинаОриентация на предприятия

ГолубицкийЗонтик для директора

СитниковаТакие разные сельские школы

Барберов-ФулановКак приспособиться к вертикали?

ЛеонтьеваШкола-парк: вызов времени

БондаренкоМыслить по-новому

ШадринаПространство выбора

МитряеваОбыкновенное чудо

ПоздняковаБольшие комплексы: проблемы и преимущества

КудрявцевНегосударственное дело

ХилтуненШкола свободных лабораторий

Реморенко«Злая золушка»

МеркуловаПамяти Выготского

Заместитель министра образования и науки Красноярского края
Ольга Никитина
Профобразование
Ориентация на предприятия
Несколько лет назад в Красноярском крае началась системная работа по преобразованию начального и среднего профессионального образования в эффективные, востребованные и привлекательные образовательные пространства.
Инициатором и координатором всей этой работы стала Ольга Николаевна Никитина, с 2005 года – руководитель агентства профессионального образования и науки администрации Красноярского края,с 2008-го – заместитель министра образования и науки Красноярского края. Популярность проектного подхода к построению деятельности в сфере образования, сильные методологические традиции и хорошая школа психологии и педагогики развития сделали Красноярский край в то время одним из заметных лидеров в инновационном образовании. Эти традиции, несмотря на изменение условий, сохранены в системе среднего профессионального образования и сегодня. Что уже сделано и какие проектные задачи решаются в рамках построения современного среднего профессионального образования в Красноярском крае?
Модернизация среднего профессионального образования Красноярского края идет по нескольким направлениям: реструктуризация сети, дуальное образование, непрерывное образование, ранняя профессионализация. Решаются вопросы согласования образовательных программ со всеми заинтересованными сторонами, запуска прикладного бакалавриата, создания независимых центров сертификации, анализа влияния кадров со средним профессиональным образованием на производительность труда и др. О некоторых линиях развития системы среднего профессионального образования Ольга Николаевна Никитина рассказала «ВО».
Полицентричная сеть
«Во-первых, мы вплотную подошли к реструктуризации сети. К этому мы готовились полтора года, и благодаря новому Закону «Об образовании в РФ» это стало возможно реализовать на практике: мы строим новую сеть. Одна из задач в этом процессе – укрупнение образовательных организаций, поскольку с крупными образовательными центрами выгоднее работать работодателям, в них больше возможности осуществлять разные подходы к образованию», – говорит Ольга Николаевна.
Новая сеть основывается на «точках роста». Эти точки определяются двумя основаниями: территориальным и отраслевым. Первая линия развития сети – отраслевые центры профессионального образования. Красноярский край – большой регион, поэтому проектная группа разрабатывала перспективы развития системы с географической картой края в руках. Для создания отраслевых образовательных центров были выбраны техникумы, расположенные на линиях север-запад-юг-восток. Основные единицы укрупнения сети – центры профессионального образования. Первые из них начали создаваться еще семь лет назад. Сегодня таких центров 20, из них 15 – это центры профессионального образования, работающие в отраслях экономики, приоритетных для края. Например, создано четыре сельскохозяйственных центра, центры машиностроительной и нефтегазовой отраслей. Это не только единицы сети профобразования, но и точки развития отдельных отраслей экономики за счет качественной и эффективной подготовки профессиональных кадров.
Вторая линия – территориальные центры. Их предполагается выстроить пять. Если задача отраслевых центров профессионального образования – готовить кадры для отраслей и работать на их развитие, то задача территориальных образовательных центров – работать на развитие территории. Здесь основанием для работы становится заказ муниципалитета.
Третья линия – многофункциональные центры. Некоторые создаются на базе существующих образовательных организаций, а два будут созданы как самостоятельные единицы: один будет заниматься подготовкой поваров, второй будет работать под заказ РЖД. «Основная их функция – работать с короткими быстрыми программами под заказ работодателя и населения», – поясняет Ольга Николаевна.
Несмотря на то, что еще не приняты изменения в законодательстве относительно льготного налогообложения предприятий, участвующих в развитии образовательных организаций, региональные работодатели все же инвестируют в образовательные программы. Инвестиции эти разного характера: это создание и оборудование производственных цехов в образовательных центрах, выплата стипендий, переподготовка преподавателей и пр.
Итак, реструктуризация сети среднего профессионального образования в Красноярском крае – это а) укрупнение; б) эффективное использование ресурсов (площадей, кадров…); в) вариации моделей образовательных организаций (отраслевые, территориальные, многофункциональные).
Дуальное образование
Вторая политическая задача развития системы –становление дуального образования как системы, предусматривающей сочетание обучения с периодами производственной деятельности. «Очевидно, что готовить рабочие кадры только в стенах образовательной организации с маленькой практикой – бесполезная вещь с точки зрения эффективности, – рассказывает Ольга Никитина, – поэтому мы вышли на проект дуального образования и уже полгода работаем с Агентством стратегических инициатив». Проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» запущен в нескольких российских регионах: Ульяновская область (проект авиационного кластера), Калужская область (автопром), Ярославская область (двигателестроение и фармпромышленность), Пермский край (станкостроение и машиностроение), Красноярский край (машиностроение). Субъекты были определены по результатам конкурса Агентства стратегических инициатив (всего было подано 23 заявки). Красноярский край как победитель конкурса разрабатывает механизмы дуального образования для машиностроительного комплекса. Участниками краевого проекта являются 17организаций: четыре министерства (Министерство промышленности и торговли, Министерство инвестиций и инноваций, агентство труда и занятости населения, Министерство образования и науки – куратор проекта), три вуза (Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет, Красноярский государственный педагогический университет), три предприятия (Красноярский машиностроительный завод, «Информационные спутниковые системы», Научно-производственное предприятие «Радиосвязь») и шесть техникумов.Вопрос, заслуживающий особого внимания– это механизм управления проектом, в который включены три группы. Первая управленческая группа создана при правительстве края. В ее состав входят все первые лица субъектов – участников проекта, а возглавляют ее губернатор и председатель правительства. Это стратегическая группа, определяющая политику проекта. Вторая группа состоит из руководителей министерств и некоторых руководителей вузов и техникумов. Третья группа в механизме управления – это творческие коллективы на предприятиях под руководством заместителей директоров по кадровой политике. Сюда входят представители техникумов и кафедр вузов. Эти группы занимаются непосредственно разработкой образовательных программ. Ольга Николаевна Никитина отмечает: «Самое главное, что сейчас существует – это постоянно действующее семинарское пространство, где мы вырабатываем основные проектные шаги». Ключевой проблематикой, которая проявила себя на таких семинарах и была оформлена как приоритетная проектная задача, стала несогласованность «языков» работодателей и работников образования. «Работодатели говорили на языке профессиональных квалификаций и технологических цепочек, а “образованцы” – на языке ФГОС, – рассказывает Ольга Николаевна. – Стало очевидно, что дальше так работать совершенно бесполезно. Нужны механизмы по выработке общего понимания». С 1 сентября первые и вторые курсы техникумов отрасли уже начали работать по новым согласованным программам. Но прежде чем к этим новым программам подойти, проектные группы обнаружили откровенные несовпадения того, что в ФГОС представлено как перечень квалификационных требований, с тем, что предъявляют сами работодатели. 220 позиций требований ФГОС совпали лишь по 65 позициям с требованиями со стороны работодателей. Всего таких позиций у работодателей было 85,и это означает, что 20 их требований вовсе не учтены в образовательных программах. «Дальше – понимание того, что нужно поменять в образовательных программах. Параллельно с этим – практика на предприятиях, деятельность и подготовка наставников… Следующий этап – построение системы оценки, после чего можно будет думать и о создании независимого института сертификации», –констатирует Ольга Николаевна.
Что касается независимых институтов сертификации, то это особая задача. Семь лет назад в крае был открыт отраслевой центр профессионального образования сварщиков. Проделана большая работа: образовательные программы созданы, отработаны и согласованы с Ассоциацией сварщиков полимерных материалов, создан дистанционный лабораторный пункт, построена возможность аттестации кадров. «И вот сейчас, после семилетнего цикла проектирования, непосредственно моделируется независимый центр сертификации. Это уже обсуждается с Национальным агентством контроля сварки в Москве», – рассказывает Ольга Никитина. В Красноярском крае пошли по пути создания не регионального центра сертификации, а отраслевого. Семилетний проект создания отраслевого центра профессионального образования в одной отрасли завершается, и теперь эти механизмы можно транслировать на другие отрасли.