
АдамскийЭкзамен на выживание в украинских школах

ДашковскаяЗолотую медаль – отличникам, переэкзаменовку – двоечникам

ЛевицкаяДинамика перемен

ДашковскаяГотовность №1
От городской набережной до Балаклавы

РуденкоВыпускной под обстрелом

Медреш…когда из детской пахнет войной

СпиваковскийДень Террора детей

РуденкоКакой была образовательная политика до Майдана?

ДашковскаяУкраинская гимназия: жизнь и судьба

БаталоваВсе идет своим чередом

РатайЭкзамены вместо развлечений

ШивринаСредь шумного бала

Александр Адамский
Тема
Экзамен на выживание в украинских школах
Невозможно обсуждать итоги учебы без той трагедии, которая разворачивается в Украине, в Донецком и Луганском регионах. Без ситуации со школьниками и выпускниками Крыма.
Идет война, дети под угрозой, гибнут сотни людей, но все-таки в это время отмечают последний звонок и школы проводят выпускные балы, выпускники пытаются сдать экзамены.
Это драматическая история про то, как конец школьного года совпал с началом войны – непонятно кем и против кого ведущейся, непонятно как вдруг вспыхнувшей и которая неясно когда может закончиться.
Глупость и непомерные амбиции политиков, искусство спецслужб и желание авантюристов отличиться в смутное время – это и многое другое привело к тому, что украинские школьники вынуждены сдавать самый странный и даже нелепый экзамен в свой жизни – экзамен на саму возможность состояться.
Для одних – не стать жертвой этого безумия, не попасть в составе «рядовых необученных» в кровавую молотилку в составе регулярных частей, для других – не стать частью партизан и вдруг ниоткуда возникших ополченцев. Для третьих – все-таки попасть в вузы, продолжить образование, ради которого потратили столько сил и здоровья, а то и денег. Для всех – выжить!
Есть и более высокие материи – разобраться: что же происходит, кто прав, кто виноват?
Поэтому мы попробовали собрать в этом номере материалы о том, что происходит, разные взгляды и отношения. Некоторые написаны специально, некоторые мы взяли из ФБ, надо сказать, что украинские директора и эксперты весьма неохотно общаются с российской газетой.
Среди наших сегодняшних авторов – два учителя-мудреца, выдающиеся, на мой взгляд, педагоги – Евгений Медреш из Харькова (знаменитая школа «Очаг») и Владимир Спиваковский из Киева (не менее знаменитый международный лицей «Гранд»), видят происходящее не только остро, но и в каждой своей фразе проявляют высший гуманизм и любовь к детям. Можно не соглашаться с их точкой зрения – но на то и диалог, чтобы звучали разные голоса.
У журналиста и педагога Светланы Руденко особая позиция – она видит больше плюсов в той системе, которая была при министреДмитрииТабачнике. И мы приводим ее интервью с экс-заместителем министра Борисом Жебровским.
Что касается нового Министерства образования и науки Украины – обзор обновлений и краткий анализ дан в материале известной общественной деятельницы Роксоланы Левицкой, которая написала специально для этого номера«iВО», за что мы ей благодарны. Открытость нового министерства, огромная роль общественности, явная ориентация на европейское образование, широкое привлечение международных организаций – примерно такой набор новых тенденций.
Я внимательно слежу за изменениями в украинской образовательной политике. Много происходит в профобразовании, пока меньше – в школе и дошколке. Это понятно – сейчас важно закончить школьный учебный год и провести вступительную кампанию без радикальных перемен. Мы даем несколько материалов про это в сегодняшнем номере.
В любом случае то, что происходит сейчас в украинском образовании, – и драматично, и захватывающе интересно. Нам бы хотелось, чтобы читатели«iВО» стали участниками этого процесса не на полях пропагандистских или, не дай Бог, реальных сражений, а в дискуссиях про образовательную политику.
11 июня 2014 г.