Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото №6 (89) 12.03.2014, Индивидуальное развитие Подписка Редакция Контакты
141861418514184141831418214181141801417914178141871417714188

ректор Московского городского педагогического университета
Игорь Реморенко

Дилемма

Учитель должен быть готов

– Какими качествами должен обладать учитель для того, чтобы способствовать индивидуальному развитию ребенка?
– Он должен обладать по крайней мере тремя качествами. Во-первых, он должен уметь слышать и слушать, что говорят дети, при этом иногда немного отходить в сторону, чтобы дать возможность дискуссии развиваться. Как говорил мой научный руководитель в университете Александр Моисеевич Аронов, у учителя должен быть «стульчик», когда необходимо подержать паузу, отойти в сторону и не мешать детскому диалогу. Во-вторых, он должен уметь взаимодействовать с коллегами, потому что индивидуальное развитие невозможно без командной работы педагогов, а для этого также необходимы определенные навыки и компетенции. Индивидуализация – всегда выбор, богатая среда, внутри которой происходит огранка индивидуальных способностей. В-третьих, он должен быть готов к неожиданным вопросам по тому предмету или в рамках той сферы знания, в которой он работает. У него самого должен быть исследовательский интерес в определенной области.

– Уделяется ли в педвузах внимание подготовке учителя в этом направлении?

– У нас есть специальные практики, которые развивают перечисленные мною компетенции. Хотя, конечно, мы, как и ряд других вузов, думаем над совершенствованием содержания образования. И в духе новых стандартов самый адекватный подход – это вовлечь людей в деятельность, чтобы им стало интересно. Мы стараемся, чтобы ребята выбирали те или иные курсы, может быть, даже не имеющие прямого отношения к специальности.
Сама по себе ситуация выбора кардинально меняет общий формат обучения: студенты начинают сознательно посещать лекции, потому что они сами их выбрали. Это формирует их учебную позицию. Они начинают задумываться над тем, что им в самом деле интересно. Вспоминая свое обучение в университете, могу сказать, что все эти курсы по выбору играли колоссальную роль, даже если занимали только пятую часть учебного плана.
Если следовать логике современных стандартов высшего профессионального образования, то максимально можно обеспечить 50% вариативных программ в рамках бакалавриата и до 70% – в магистратуре. Сейчас мы работаем над тем, как строить такие образовательные программы силами нескольких наших институтов.

– Что нужно для того, чтобы обеспечить такой широкий выбор?
– Два фактора: кадры и технологии планирования индивидуальных траекторий в рамках общего учебного плана. Это достаточно сложно организовать, но необходимо сделать, поскольку осознание ценности выбора, индивидуальных учебных планов приходит не из деклараций, а из реальной деятельности. Мы думаем, что самые смелые наши преподаватели будут готовы к тому, чтобы увеличивать долю курсов по выбору. Вообще в нашем университете много творчески работающих педагогов, изначально настроенных на изменения, авторский стиль в работе. Каждый десятый школьный учебник написан у нас.

Согласно профессиональному стандарту, каждый среднестатистический педагог должен уметь работать с разными категориями детей: мигрантами, одаренными, инвалидами. Насколько это реально, с Вашей точки зрения?
– Это требование следовало бы отнести не к каждому конкретному педагогу, а к педагогическому коллективу, который способен такую работу осуществить. Один педагог навряд ли справится с такой сложной задачей. К тому же есть учителя, уже не один год успешно работающие, скажем, с одаренными детьми или мигрантами, и специально переучивать их на какой-то другой тип работы вряд ли целесообразно.

– Возможна ли адресная подготовка педагогов для работы с конкретной категорией детей? И если да, то что для этого нужно: специальные программы, факультативы? Или такую подготовку целесообразнее осуществлять на курсах повышения квалификации для педагогов, уже имеющих опыт работы?
– Я думаю, что подобного рода программы – это или магистратура, или повышение квалификации. Это зависит от профессиональной позиции педагога. Если мы говорим о тех, кто работает с детьми с особыми нуждами, то это скорее магистратура, а если мы говорим о навыках работы с детьми мигрантов, то здесь может быть достаточно курсов повышения квалификации. Нужны гибкие программы, состоятельность которых будет подтверждаться и время от времени будут вноситься коррективы.

– Из вашего личного опыта, российские учителя больше склонны к коллективным методам обучения и воспитания или уже происходит перевес в сторону индивидуальных?
– Пока такого перевеса или перелома не произошло. Все-таки в массовом педагогическом сознании преобладает представление о том, что надо ориентироваться не на потребности индивида, а на большой объем знаний, информации и культуры, который надо передать молодому поколению, независимо от желаний и предпочтений каждого.

– Может быть, правы те, кто считает, что для российского образования индивидуальное обучение не является традиционным, и за учащимися и студентами не признается право выбора?

– Я думаю, что это миф, надуманная проблема. Образование давно уже стало глобальным, в нем не существует жестких национальных рамок, особенностей и традиций. Индивидуализация обучения – это общецивилизационное изменение, оно не зависит от страны и уже становится достоянием массовой педагогической практики. К тому же дилемма «индивидуальное-коллективное» – ложная. Это диалектическая конструкция. Без работы в коллективе нельзя проявить индивидуальность. В то время как современный коллектив представляет собой взаимодействие ярких индивидуальностей. Умение кооперироваться прямым образом связано со способностью что-то сделать индивидуально, предложить интересную идею, сгенерировать что-то новое. Индивидуализация – не эгоизм и маргинальность, как и умение работать в коллективе – не конформизм и стремление всем понравиться. Индивидуальное и коллективное дополняют друг друга.


Беседовала Татьяна Карпова
12 марта 2014 г.
Социальные комментарии Cackle