Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото №6 (89) 12.03.2014, Индивидуальное развитие Подписка Редакция Контакты
141861418514184141831418214181141801417914178141871417714188


Александра Ратай

Франция

Образование для всех и для каждого

Для французов образование является одним из основных инструментов успешной социализации. Именно поэтому масштабная реформа образования, которая проходит сейчас во Франции, направлена прежде всего на раннее и максимальное включение ребенка в образовательный процесс.

Как неоднократно подчеркивал в своих программных заявлениях министр образования Франции Венсан Пейон, одним из краеугольных камней реформы станет работа с детьми, по разным причинам испытывающими трудности в обучении. Это и дети из сложных и социально неадаптированных семей (зачастую, хотя об этом по соображениям политкорректности не принято говорить, выходцы из семей иммигрантов), и дети с ограниченными возможностями. Свою задачу Министерство образования видит в создании максимально доступного и эффективного образовательного пространства, которое будет организовано с учетом всех индивидуальных особенностей учащихся и включает в себя не только собственно учеников, но и преподавателей, и родителей, и специалистов смежных областей (психологов, врачей, ассистентов и т.д.). Для достижения этой цели министерство разработало комплекс мер.

Приоритетные меры

Прежде всего министерство считает необходимым подготовить достаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые получат возможность консультировать каждого учащегося и оказывать ему помощь на протяжении всего периода обучения. В настоящее время преподаватели занимаются консультированием детей, профессиональным ориентированием и разработкой индивидуальных образовательных программ.
В основе приоритетных направлений французского образования лежит идея о том, что ни один ребенок не должен быть лишен возможности получить полноценное образование. В этом году проводится масштабная реформа, направленная на привлечение в образование индивидуальных сопровождающих и помощников, имеющих профессиональную подготовку и официальный статус. Так, дети с ограниченными возможностями могут обучаться в школе, где ими занимаются отдельные учителя, их сопровождают медицинские работники и психологи, помогающие им освоиться и справиться с возникающими трудностями. Если по каким-то причинам учащийся не может проходить обучение в школе, ему предоставляется возможность получать образование удаленно, в том числе при помощи цифровых технологий. Также в разработке находится система дистанционного обучения для жителей заморских территорий Франции.

В зоне особого внимания
Специальная система поддержки разработана и для детей из зон приоритетного обучения (это районы с неблагополучной социальной обстановкой, где живут иммигранты и просто социально неадаптированные французы. Такие зоны требуют повышенного внимания, поскольку учащиеся здесь часто бросают школу, пропускают занятия, учителя отказываются преподавать и т.п.). С октября 2013 года работает система D’Col. Она предлагает детям, испытывающим трудности в обучении, индивидуальный и персонализированный подход, основанный на применении цифровых технологий. С одной стороны, система позволяет ученику стать активным участником образовательного процесса, а с другой – помогает учителю полнее использовать потенциал интерактивных технологий в преподавании. В настоящий момент система D’Col оказывает помощь в изучении французского, английского языков и математики 30 тыс. учащихся 6-го класса в 1085 колледжах, входящих в программу приоритетного образования. Сайт D’Col открыт круглосуточно и без выходных и предлагает ученику дома или в любом другом месте, где есть интернет, задания по французскому, английскому и математике, адаптированные к его уровню знаний. Кроме того, с согласия родителей преподаватель может консультировать учащегося онлайн два часа в неделю, 30 недель в течение всего учебного года.
Разумеется, компьютерные технологии – далеко не единственное средство, призванное помочь учащимся зон приоритетного обучения. На это сориентирован закон о переустройстве школ, принятый прошлым летом. Акцент сделан на начальную школу, где закладываются основы будущего успешного обучения и социализации. Так, делается все, чтобы вовлекать в сферу образования детей раннего возраста (младше трех лет). Уже в этом возрасте ставится цель привить им навыки общения с детьми и со взрослыми, которые, с одной стороны, помогут социализироваться, а с другой, успешнее и ярче проявить себя в дальнейшем. Большое внимание уделяется овладению французским языком, который в дальнейшем станет основным инструментом в получении образования.

Оценка – не кнут, а пряник
Таким образом, можно сказать, что важной целью образования считается создание равных условий для учащихся (с учетом их возможностей и особенностей). Кроме того, образовательная система стремится к максимальному раскрытию их творческого потенциала, развитию сильных сторон личности каждого ребенка.
Хотя на протяжении всего обучения к ученикам предъявляются высокие требования, оценка их успеваемости в первую очередь направлена не на устрашение и подавление, а на поощрение и развитие учащегося. В своих выступлениях министр образования неоднократно подчеркивал, что оценки не должны становиться инструментом запугивания, а напротив, стимулировать детей к будущим свершениям.
В целом в основе реформы лежат идеи о ценности каждого ребенка, уважении к его личности, стремление помочь ему развиваться и раскрывать свой потенциал.

Источник: education.gouv.fr



12 марта 2014 г.
Социальные комментарии Cackle