Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото №6 (89) 12.03.2014, Индивидуальное развитие Подписка Редакция Контакты
141861418514184141831418214181141801417914178141871417714188

директор «Школы будущего», п. Большое Исаково, Калининградская область
Алексей Голубицкий

Баланс

Как обеспечить индивидуальное развитие в массовой школе?

Возможность формирования индивидуализма в школе можно представить графически в виде тела на наклонной плоскости, на которое сверху давит армия управленцев всех уровней, включая, к сожалению, и директора. Наклонную плоскость образует исторический опыт отношений в обществе (общины, коллективизация и т.д.) и традиции системы образования в нашей стране.

Одной из главных целей системы образования долгие годы было формирование коллективизма. Иной вектор государственной образовательной политики не мог существовать, так как не отвечал бы социальному строю того времени. Есть еще и сила трения самой школьной системы, инерция мышления, здоровый или не очень консерватизм, внутренняя способность к сопротивлению новациям.
Движимые бюрократическим рефлексом чиновники самым естественным путем стремятся к тотальному единообразию (проще управлять, контролировать, понятнее результаты – средний балл ЕГЭ, например): единый экзамен, единый учебник, единая форма и т.д. Задача формирования индивидуализма декларируется, но не поддерживается ресурсами и не контролируется. Особый вопрос – возможно ли это контролировать вообще? Как не вспоминал, не смог найти в памяти отчет «об обеспечении формирования индивидуализма». Может быть, и к лучшему?
Если под формированием индивидуализма понимать такое воспитание в школе, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость, то от государства странно ожидать иной позиции. Но сейчас другие экономические и социальные вызовы, и без формирования носителей осознанной свободы трудно на них отвечать.
Сумме перечисленных сил противостоит вектор материнского и отцовского инстинкта, направленный на максимальную индивидуализацию учебного процесса, без которой сильно затруднено формирование индивидуализма. Один из первых вопросов родителей, приводящих ребенка в школу – а сколько учеников в классе? Подразумевается, а не много ли детей, смогут ли моему ребенку уделить достаточно внимания?
Но давление родителей редко направлено на повышение индивидуализации образования в школе в целом. Почти всегда это личный запрос в отношении своего ребенка, порой на грани экстремизма: «Требуем, чтобы все занимались только с нашим, удовлетворяли только его (ее) индивидуальные образовательные потребности!».
Те же противоречия можно увидеть и в самом ученике. Часто происходит внутриличностная борьба между «быть и жить как все», стремлением стать частью микросоциума (иногда субкультуры) и отстаиванием перед родителями, сверстниками и учителями права отличаться от других.
Другим важным фактором формирования индивидуализма является, на мой взгляд, давление информационного поля, навязанное стремлением к обществу индивидуального потребления. Формируется гипертрофированное значение прав без фиксации обязанностей и ответственности.
Таким образом, индивидуализм ребенка формируется во многом благодаря информационному полю вне школы, помимо школьной системы и вопреки позиции государства. Совершенно объяснима наблюдаемая часто деформация, искаженная форма индивидуализма выпускника школы.
Очевидно, что необходимо сформировать и поддерживать в ребенке хрупкое равновесное состояние, баланс между индивидуализмом и коллективизмом, между «Я – свободная индивидуальность» и «Я – ответственная личность, член общества». Но для этого нужно главное – сформировать этот баланс учителю и директору внутри себя. В этом, как сказал бы мастер дипломатии Лавров, у нас большой потенциал для роста.
Как формировать индивидуализм учителю – это очень большая и отдельная тема. Управленческая же задача состоит в том, чтобы создать насыщенную (и даже избыточную) среду в школе. Количество кружков, секций, индивидуальная исследовательская, проектная или творческая деятельность, многопрофильность на старшей ступени (даже если всего один класс в параллели) могут максимально насытить образовательными событиями жизнь внутри и вне школы. Такая среда и такой образовательный процесс постоянно ставят ребенка в ситуацию свободного выбора и рано или поздно обеспечивают ситуацию успеха, формируют индивидуальность с адекватной самооценкой.



12 марта 2014 г.
Социальные комментарии Cackle