Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+

Архив Видео Фото №6 (89) 12.03.2014, Индивидуальное развитие Подписка Редакция Контакты
141861418514184141831418214181141801417914178141871417714188

профессор Кубанского государственного университета
Вера Бедерханова

Осмысление

Что такое индивидуальность человека?

Радикальные трансформации в психологии, расширение и углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм психологии влияют на развитие педагогических теорий и создают фундамент для совершенно новой педагогической практики.

Гуманизация педагогической реальности школы предполагает утверждение субъектной позиции учащихся и учителей в образовательном процессе, развитие их индивидуальности. По-прежнему, как в девяностых, когда мы реализовали проект «Летний дом» (одной из задач которого было развитие индивидуальности ребенка), считаю, что мера развития человека, мера развития ребенка должна стать мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Помогать растущему человеку найти свой личный смысл в жизни, создавать благоприятные условия для того, чтобы с детских лет его быт и общение с другими людьми, взаимодействие с окружающим миром были достойны человека – это и значит выполнять главное предназначение педагога.
Мне представляется, что разработка проблемы требует осмысления понятия «индивидуальность человека» и понимания психологического образования этого феномена. В таком случае можно говорить о педагогическом обеспечении процессов индивидуализации в образовании.

Индивидуальность – это встреча с самим собой
«Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем личность и индивидуальность – это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности» .
Если становление личности есть процесс социализации человека, заключающийся в освоении им своей родовой, общественной сущности, и это освоение всегда происходит в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека и связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими, то становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. «Индивидуализация – это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости». Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность – это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального».
На наш взгляд, В. Слободчиков и Е. Исаев справедливо подчеркивают, что «индивидуальность – это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений». «Если личность – это определенность позиции человека в отношениях с другими, то индивидуальность – это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как с Другим, не совпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтому индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни. Поэтому индивидуальность – это всегда внутренний диалог с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя» .

Индивидуальность – это уникальность
А. Асмолов в ключе историко-эволюционного подхода к личности под индивидуальностью понимает «совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые порождаются в ходе жизни человека в обществе при наличии необходимых антропогенетических предпосылок, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов и воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения являющегося ценностью для данного человека образа жизни». «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» .
Б.Г. Ананьев , чья точка зрения мне особенно близка, считал, что во множестве признаков, характеризующих человека, можно выделить четыре подмножества, соответствующих индивидным, личностным, субъектным и индивидуальным свойствам. На основе анализа большого массива данных, полученных в разнообразных по методикам и направленности исследованиях, и прослеживания корреляционных связей между ними, он сгруппировал соответствующие признаки в модели, что позволяет выделить гомогенные (одного подмножества) и гетерогенные (разных подмножеств) признаки.
Если первые три группы признаков (индивидные, личностные, субъектные) характеризуют человека с точки зрения принадлежности к определенному типу, то индивидуальность акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека.
Общее неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на общие признаки, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае. С точки зрения Б.Г. Ананьева, если «личность – это вершина человека, то индивидуальность – это его глубина». Уникальность индивидуальности конкретного человека не в том, что он представляет собой (может быть описан как) неповторимое сочетание некоего набора признаков, но в том, что он как индивидуальность есть продукт и мера реализации свободы, выбора своего жизненного пути в определенных природных и социокультурных условиях.

Индивидуальность – это свобода
Разграничение системы индивидных, личностных, субъектных, индивидуальных свойств дает возможность в несколько иной плоскости и более содержательно рассматривать традиционную проблему соотношения свободы и предопределенности в человеческой жизни. Природные и социальные условия определяют конкретные формы и уровни реализации человеческой свободы, но в то же время они очерчивают диапазон, в пределах которого свободная индивидуальность может быть сформирована на основе разнообразных средств и методов.
Выделенные Б.Г. Ананьевым признаки индивидуальности могут быть основой для определения содержания деятельности педагога, направленной на развитие индивидуальности человека, и педагогическая деятельность может быть описана как система задач, направленных на создание условий для развития самоосознания человека, его самоопределения, самоидентификации, формирования адекватной самооценки, саморегуляции, самореализации, самочувствия.
Подлинная перспектива и достойная человека цель образования – это развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от любых других, а, наоборот, как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми и социальными общностями и только таким путем формируется и получает адекватную форму своего существования .
Обеспечение права ребенка на развитие мне представляется как создание для ребенка, подростка, юноши, человека возможностей поиска своих вопросов к миру и своих вариантов ответа.
Ставя задачу (в качестве приоритетной) развития ребенка, нельзя обойти такую категорию, как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и в связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.
Свобода ощущается индивидом прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор и нести ответственность за него. Свобода выбора – свобода решения – свобода действий – свобода творчества и самовыражения. Может быть, тут и не вся цепочка, но последовательность, по-видимому, такова.
Внутренняя свобода – это специфически человеческая избирательная творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются для самостоятельного осуществления выбора, принятия решения и его реализации.
Таким образом, индивидуализация есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.

Индивидуальность – это самоопределение
О.С. Газман считал, что индивидуализация предполагает: во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства; во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида. И, наконец, третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном самостроительстве, в творческом самовоплощении («неадаптивной активности», по В.П. Петровскому), в развитии способности к жизненному самоопределению (экзистенциональному выбору) .
По его мнению, индивидуализация личности, развитие ее «самости» и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы». Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира («субъективной реальности», по В.И. Слободчикову); предметом этой педагогической отрасли выступают средства, помогающие человеку в саморазвитии – самоопределении и самореализации. Результат – «свободоспособность личности» . Проблема образования личности выступает в педагогике свободы как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.
Образование в гуманистической парадигме адекватно расширяющемуся представлению о человеке и вписывается в непрерывно изменяющееся общество, в котором человек, сохраняя свою «самость», живет и реализуется. Процесс развития индивидуальности требует специфических условий и педагогических средств. Именно поэтому появилась необходимость разработки теории и практики педагогической поддержки детей.

Педагогическая поддержка и индивидуальный подход
Под «педагогической поддержкой» О.С. Газман, который практически ввел это понятие в научный обиход в отечественную педагогику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» .
Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». «Индивидуальный подход», «дифференцированный подход» предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что, решая проблему индивидуализации в развитии ребенка и взрослого, необходимо иметь «пространство разных смыслов и деятельности». Особенность этого пространства заключается в том, что в нем постоянно должны быть ниши для заполнения в ситуации неопределенности («пустое пространство»). Кроме этого, рамка ограничения этого пространства должна быть подвижной. Ее задает общая цель развития каждого участника, однако это развитие не должно идти за счет других. Тогда жизнедеятельность обеспечивается исследовательским процессом осмысления и постановки проблемных вопросов, определяемых группой, способной «услышать каждого». Главным для педагога становится взаимодействие, базирующееся на открытости и искренности, сильной инициативе, тщательной работе с информацией, эффективном потоке индивидуальных и общих целей, открытом выражении взглядов, конструктивном подходе к разрешению конфликтов, рациональной работе над собой.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М, 1995. С. 353.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. С. 354–355.
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996. С. 437, 439.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М, 1980. С. 124–178.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб, 1992.
Забота – Поддержка – Консультирование // Новые ценности образования (ред. Н.Б. Крылова), М., 1996. № 6. С. 14–15.
Там же. С.15.
Газман О.С. Потери и приобретения в воспитании после 10 лет перестройки // Первое сентября. 1995. 21 ноября.



12 марта 2014 г.
Социальные комментарии Cackle